Латинское «lingua» означает язык. Лингвистика изучает языки. Те, что звучали в далеком прошлом, те, что сопутствуют нам сегодня и даже те, на которых, возможно, заговорят в будущем. Мертвые, оставившие на память о себе только тексты, и даже те, от которых до нас не дошло вообще ничего, кроме разрозненных символов и рисунков.
Подразделяется натеоретическую, прикладную и практическую лингвистику.
Теоретическая лингвистика
Как образуются звуки? В звуковом потоке речи различаются слова, они выстраиваются в ряд, и получается предложение с выраженной мыслью. А почему не всегда ряд слов становится предложением, имеющим смысл? Большинство из нас думает на родном языке. Чем человек заменяет слова, абсолютно не зная языка, ни одного (те самые дети-маугли)? Наши мысли – это тоже язык? Лингвистам-теоретикам только предстоит ответить на многие тысячи вопросов ответить.
Если в древности ученые мужи занимались составлением грамматик и словарей, то чем заняты современные доктора наук?
Ученые не только и не столько корпят в библиотеках. Предмет своего интереса они наблюдают в реальной среде, то есть рядом с нами. Они посещают самые труднодоступные места планеты в составе экспедиций, чтобы услышать и записать, как звучат экзотические языки. Порой они рискуют своей жизнью ради этого.
Сколько в мире языков? – На этот вопрос до сегодняшнего дня точно не ответят даже они. Приблизительно считается, что планета разговаривает почти на 6000 языках. А какие из них самые древние? Чьи речевые корни уходят так глубоко, что соприкасаются с протоязыками – говорящих на вдохе бушменов Калахари, пигмеев из дебрей Конго, или чьи-то еще?
Языковое наследие созидается веками и поколениями, но не как незыблемое сооружение. Оно растет и развивается, как полный жизни коралловый риф. Язык – не бетонный тоннель с люминесцентными стрелками-указателями «можно», «нельзя». Это путь под вольным небом, по которому можно шагать торопливо или задумчиво, с которого можно свернуть на проселок диалекта, поплутать по затейливым тропкам фольклора, очарованно замереть на пике высокой поэзии… Озираясь, пробраться в небезопасные, но такие притягательные злачные места, обиталища сленгов. Пронестись по автобану инфостиля. И вернуться, приветственно махнув рукой знакомым словам, на оживленную дорогу привычного общения.
Новые слова рождаются то и дело, а те, что еще недавно служили нам в быту и на производстве, отправляются на пыльную полку устаревших. Сколько времени? – Не знаю, телефон дома забыл. Четверть века назад такой диалог вызвал бы недоумение (а то и санитаров). Словари XVIII и XIX века – как братья-близнецы, словари XIX и XX – как деды и внуки. Стандартный речевой запас последней четверти XX века и нынешний – как параллельные миры, расходящиеся с каждым днем все дальше… Процесс ускоряется, но лингвистика старается не отставать. Возможно, существует своего рода лингвистическая «таблица Менделеева», по которой можно предсказать появление новых слов и оборотов. Но она пока не открыта…
В век IT у лингвистов дел прибавляется. Появилась компьютерная лингвистика. Совершенствуются программы, позволяющие редактировать и синонимизировать текст, онлайн-сервисы вполне могут заменить и корректора, и переводчика. Будут ли созданы программы, что заменят писателя? Разработчики старательно зашивают в код скриптов все нюансы словесного общения. Но пока любой из нас способен отличить бота от живого человека. Это сегодня. А завтра?
Связана ли речь с мышлением? Всегда ли богатый словарный запас означает высокий уровень культуры? Можно ли воздействовать с помощью языка на сознание? Существуют ли те самые слова-«кнопки», которыми можно программировать людей? Наука о языке интересуется этим очень плотно.
Почему языковое оформление речи в регионах одной страны так отличается? Диалекты изучает лингвистическая география.
Лингвистическая статистика (и такая есть!) применяет статистические методы, исследуя результаты опросов и произведения классиков. В статистический ряд может попасть «Война и мир», и высказывание любого из нас.
Тип речи меняется в зависимости от условий. То это описание, то рассуждение, то повествование. Лингвистическую стилистику интересует, какие языковые средства и в какой степени использует человек в связи с целями общения. Пример: разговор друзей будет отличаться от выступления на митинге, научное описание предмета от описания художественного.
Практическая лингвистика
Изучать процессы в языке – нелегкая задача, и жизни одного человека тут мало.
А занимаются ли языковеды экспериментами, ставят ли опыты? Без этого никак. Допустим, в языке обнаруживается тот или иной элемент. Надо выяснить характерные особенности, возможные пределы употребления, варианты использования, так что без принципа эксперимента в науке о языке не обойтись.
Делается какое-либо предположение о том или ином правиле словообразования, написания и пр. С участием добровольцев ученые пробуют много раз применить это на практике. Если оказывается, что полученный «лабораторным путем» словесный оборот можно применять – предположение верно, правило получает путевку в жизнь. Если же результат отрицательный, он, тем не менее, приносит положительные плоды: значит, утверждение неверно. Но порой наука приходит к заключению, что тут правила нет вообще, а есть уникальный факт, который просто надо занести в словарь. Так появляются слова для запоминания, слова-исключения.
Прикладная лингвистика
Она заведует применением знаний о языке в разных областях человеческой деятельности. И вот здесь лингвистика превращается из пассивного наблюдателя в мощнейший движок.
Специалисты по речевому имиджу востребованы сейчас, как никогда. Пролистайте вакансии на любой бирже фриланса: редакторы, копирайтеры и рерайтеры, референты, спичрайтеры, переводчики – требуются, требуются, требуются... Знаниями законов вербального (речевого) взаимодействия вооружают политиков, бизнесменов, журналистов. Ни одна солидная компания не обходится без СММ-специалиста или даже целого отдела. К SMM обращаются знаменитости. Кто эти люди и чем занимаются? Social Media Marketing. Они выстраивают коммуникацию в соцсетях, создают выгодный образ, привлекают подписчиков, способствуют продажам и монетизации. Приносят доход, одним словом. И они, в прямом смысле, одним словом способны принести немалый доход.
Человек может знать несколько языков с раннего детства. Как малыш отличает один язык от другого, когда начинает овладевать речью? Есть ли участки мозга, отвечающие за это? Формируются ли они внутриутробно или уже после рождения? Существует ли «ген полиглота»? И это лишь малая толика, капля неизведанного океана.
Язык порожден человеческим мозгом и не менее сложен. Тем для исследований в нем не меньше, чем нейронов в нашем теле. Каждый вопрос, на который пытаются ответить лингвисты, ведет за собой сразу несколько, порой еще более сложных.
Вы заметили, что большинство предложений здесь вопросительные? Есть вопросы – значит, у лингвистики большое будущее.