Первая Чеченская кампания началась больше 25 лет назад. По официальным данным, всего за 5 лет войны, погибло около 14 тысяч российских солдат и офицеров, и всего 3 тысячи боевиков.
Сегодня о тех событиях вспоминать не принято, и память о них сохранилась лишь благодаря ветеранам. Для написания этого материала я использовал интервью двух участников тех событий: Даниила Гвоздева и Максима Суворова (фамилия вымышлена).
Попал на войну в 18 лет
Даниилу Гвоздеву было всего 18 лет, когда он попал на войну. Несмотря на все старания власти забыть этот «позорный» эпизод в истории России, сам ветеран всеми силами пытается не дать забыть про те события. Именно по его инициативе был установлен первый на территории России памятник, в честь солдат и офицеров, отдавших свои жизни в Чечне.
Поддерживает ли государство ваши стремления?
«Мы каждый год 11 декабря проводили День памяти и стремились делать все возможное, чтобы он проходил под эгидой государства. Но вот сейчас 11 декабря уже не будет вообще так официально отмечаться. Это была не война, а предательство. Под предательством я имею в виду то, что они послали туда 18-летних детей, чтобы большинство из них оттуда не вернулось. Борис Николаевич Ельцин предал свой народ, послал одних детей, чтобы они убивали других детей. Я встречаюсь с чеченцами, с ингушами, и они мне рассказывают такие истории о том, как они встречали 1 января 1995 года… И холодная дрожь пробегает по спине».
Что вы чувствовали, когда попали на войну?
«Было ощущение вседозволенности. Когда молодому человеку 18 лет дают автомат и некое право отвечать убийством на убийство. Первая чеченская кампания была, мне кажется, вызвана неспособностью договориться. В первые два-три месяца чеченской войны те чеченцы, которых мы видели, – это были патриоты своей страны, защитники. Это характер, который говорит: вы пришли ко мне с оружием, и я буду защищаться».
Такое ощущение не покидает многих участников военных событий. С оружием в руках чувствуешь себя совершенно по-другому. Особенно, если тебе разрешают его применять. Другой вопрос заключается в моральных принципах. Впрочем, когда в тебя летят пули, выбирать не приходится.
Суворов
На момент участия в боевых действиях по штурму чеченской столицы, Максиму был 21 год. Он служил в ОМОНе, поэтому оказался в составе свободно отряда. На его груди красуется две медали «За отвагу» и орден Мужества.
Нужна ли была чеченцам эта война?
«Мы в окружении были две недели. Я был не сильно старше срочников. Веселого было мало. Это настоящая война, не кино. Понимаешь, что откуда-то оттуда могут выстрелить, и в тебя попадет пуля, как ни странно. Хотя по молодости это не так остро воспринимается, есть какая-то бесшабашность. После того, как мы попали в окружение, мы не были обеспечены никакими благами цивилизации. Вода использовалась только для питья. С едой тоже были проблемы, хотя запас продуктов на блокпосту имелся. Но есть особо не хотелось, все были на нервяке. А вот воды не хватало. Чеченские женщины, которые ходили мимо нас, иногда давали нам пить. Они, можно сказать, за нас были. Мы люди были культурные, вежливые, не беспредельничали, как некоторые другие подразделения. Поэтому и окружающие к нам нормально относились. Война-то никому была не нужна, и мирным людям особенно».
Я согласен с ним, поскольку такая война была нужна чеченцам не больше, чем русским солдатам. Её развязали политики, как это часто бывает, но брать в руки оружие пришлось простым солдатам.
Вам приходилось уничтожать врагов?
«Я не убивал людей так, как показывают в кино – чтобы выцеливать кого-то, спускать курок… В ходе боя не видно толком, попал ты или нет. Они же тоже не дураки, прячутся, ведут огонь из укрытия. Поэтому ты ведешь огонь в направлении противника. Видишь, откуда-то пули полетели, – очередь туда даешь. Были моменты, когда надо было корректировать огонь тяжелых средств вооружения. Однажды с моей корректировки уничтожили пулеметную позицию».
Сказалась ли война на вашем здоровье?
«Сейчас я испытываю определенные трудности со здоровьем, у меня есть заболевание, которое требует постоянного медикаментозного лечения. Я полагаю, что это сказывается посттравматический синдром, точную причину определить не могут уже несколько лет. Нервная система расшатана, конечно».
Снится ли вам война?
«Либо еду на войну, либо нахожусь там. Какие-то бои, перестрелки… Бывают просто нейтральные сны – как будто ты там, и во сне это кажется нормальным. Бывают и кошмары: ты на блокпосте, нас атакуют, в упор подходят, в плен берут… В плен-то меня не брали, но когда мы выходили из окружения, мы около часу находились во власти боевиков, и потерпеть-то пришлось всякого. Дети орут, пальцами показывают, смотрят на нас все косо. Мало приятного».
Далеко не все, кому удалось живым вернуться с войны, справляются с её последствиями. Кто-то не может вынести психологические травмы. И это не проблема Чеченской войны, а любого военного конфликта.
Тысячи ветеранов в России, США, Европе и других странах, после возвращения с войны страдают.
Важно ли говорить о той войне?
«И раньше, и сейчас неоднозначная оценка этой войны. И именно сейчас она особо не афишируется, эта война. Она как бы была, но про нее не говорят. Вот в США проходят марши ветеранов Вьетнамской войны, где люди могут надеть свои награды и пройтись по улице. А у нас ничего такого нет. Но мы-то не виноваты, что политика в стране меняется. Очень несправедливо, что о нас, ветеранах той войны, не вспоминают. Нужно признавать, что это была война. Нужны даты, приуроченные к ней. Ведь многое просто замалчивается. Залезь в тот же YouТube, найдем там вагон материалов по Великой Отечественной войне, фильмы. А по чеченской войне лишь какие-нибудь любительские съемки».
Получаете ли вы какие-то льготы или выплаты, как ветеран. Работает ли для вас жилищная программа?
«Эта программа, насколько я знаю, была скинута на регионы. А в регионах денег нет. Необходимость в жилье была, и я в 2001 году встал в очередь – именно для ветеранов боевых действий. Было немного народу, человек сто, то есть двух домов бы хватило. Но потом эту льготу сняли и нас перекинули в общую очередь. Так что сейчас льготы фактически нет».
Сегодня не модно говорить о тех событиях, о них вспоминают только на какие-то годовщины, а ветераны чеченских войн забыты и брошены на произвол судьбы.
Надеюсь, что благодаря подобным материалам, о тех страшных событиях узнает намного больше людей.
Живите мирно!
Спасибо за прочтение ! Ставьте лайки, ✅ подписывайтесь на мой канал!
Вопрос к читателям:
А как Вы считаете, почему о событиях той войны стараются просто не вспоминать?