Найти тему
Mikhail DELYAGIN

Как перейти от деградации к модернизации

Для комплексной модернизации инфраструктуры, обеспечения дешевого кредита и в целом кардинального оздоровления экономического развития необходимо:

· отделить спекулятивные капиталы от остальной экономики (иначе все дешевые кредиты уйдут на валютный рынок и дестабилизируют его),

· обуздать коррупцию (иначе инвестиционные средства будут украдены),

· ограничить произвол монополий (иначе увеличение спроса вызовет рост цен, а не производства),

· обеспечить разумный протекционизм (иначе рост деловой активности благодаря росту спроса в России будет обеспечен не нам, а нашим конкурентам).

Отделение спекулятивных капиталов

от остальной экономики

Это условие, хоть и по-разному, выполняли все крупные развитые страны при соответствующем современному российскому уровне зрелости финансовых систем. США отделили спекулятивные («инвестиционные») банки от банков, работающих с остальной экономикой, и это правило действовало до 1999 года. Япония жестко регламентировала структуру активов банков: на каждую иену, направленные на спекулятивные рынки, они должны были вложить несколько иен в кредиты реальному сектору и неспекулятивные (в том числе государственные) ценные бумаги – и это правило было отменено только в 2000 году. Прямые, административные ограничения спекулятивных (в том числе валютных операций) действовали в развитых странах Европы до 70-х и даже 80-х годов, а в Китае действуют и в настоящее время.

Крупные страны, не ограничившие финансовые спекуляции, не стали развитыми (как это случилось с успешными и богатыми после войны странами Латинской Америки и Южной Африкой) – они просто не имели таких шансов.

Ограничение спекулятивных операций и отделение их от остальной экономики, несмотря на неизбежное несовершенство контроля, позволяет финансировать развитие (в том числе дешевыми кредитами производству и населению), не опасаясь обрушения валютного рынка и инфляции.

Для современной России представляется наиболее целесообразным ограничение спекуляций по примеру Японии, регулированием структуры банковских активов и иных финансовых

институтов: введением правила, по которому на каждый рубль, направленный на валютный рынок и иные спекулятивные рынки, российские банки и иные финансовые институты должны направить не менее 5 рублей в реальный сектор (соотношение займов правительству, кредитов населению, краткосрочных и долгосрочных кредитов реальному сектору, вложений в капитал российских компаний должно устанавливаться правительством и периодически корректироваться).

Обуздание коррупции

Для освобождения российской государственности из плена коррупции и, главное, парализующих подозрений в ней представляется необходимым:

Главные меры:

· установить (по примеру Италии), что взяткодатель в случае сотрудничества со следствием (включая выступление в суде) гарантированно, полностью и автоматически освобождается от ответственности (это разрывает круговую поруку между взяткодателем и взяткополучателем, возлагает всю ответственность на организатора коррупции – чиновника и лишает жертв коррупции стимулов к его защите);

· ввести (по примеру США) полную конфискацию даже добросовестно приобретенных активов (кроме необходимого для скромной жизни) семей членов организованной преступности (включая коррупционеров: коррупция власти всегда связана с мафией), не сотрудничающих со следствием, что выбьет экономическую почву из-под ног мафиозных кланов;

Вспомогательные меры:

· установить, что осужденный за коррупционное преступление пожизненно лишается права занимать любые государственные и руководящие должности, вести любую юридическую деятельность, преподавать общественные науки и избираться на выборные должности всех уровней по всех сферах общественной жизни;

· перевести все государственное управление на систему электронного принятия решений (реализованную в ряде международных и даже российских компаний), обеспечивающую мгновенное принятие решений и урегулирование споров, но главное – позволяющую осуществлять незаметный для проверяемого сквозной контроль;

· ввести презумпцию виновности при несовпадении официальных доходов и расходов в семьях чиновников (по примеру Сингапура);

· лишить представителей власти возможности откупаться за коррупционные преступления («платить за раскрытые взятки из нераскрытых»), так как коррупция во власти – преступление против государственности;

· считать соучастниками преступления, несущими полную ответственность, руководителей аффилированных с взяткополучателем фирм (освобождаются от ответственности при сотрудничестве со следствием);

· массово применять хорошо известные по западной практике технологические антикоррупционные методы, а также передовые разработки отечественной науки в области дознания и вскрытия информации в отношении антикоррупционных расследований (томографические и психомоторные «детекторы лжи»).

Ограничение произвола монополий

1. Ограничить маржу между ценой производителя (или таможенной ценой ввоза в Россию) и розничной ценой (с дифференциацией по товарным группам и с учетом труднодоступности регионов, без регулирования числа посредников).

2. Превратить Федеральную антимонопольную службу (ФАС) по значению и полномочиям в аналог КГБ в экономической сфере. В частности, обеспечить полную прозрачность перед ФАС структуры цен естественных монополий и фирм, подозреваемых в злоупотреблении монопольным или олигопольным положением (при соблюдении при необходимости коммерческой тайны).

3. Повысить штрафы за злоупотребление монопольным положением до чувствительного для крупных корпораций уровня.

4. Предоставить ФАС право при резком колебании цены сначала возвращать ее на прежний уровень и лишь потом расследовать обоснованность ее изменения, рассматривая отказ от продажи продукции по прежней цене как уголовное преступление (по примеру Германии).

5. Разработать процедуру разукрупнения корпораций в случае злостного злоупотребления ими монопольным положением по инициативе ФАС.

6. Обеспечить российским производителям свободный доступ на рынки городов, при необходимости – силовыми структурами и проведением спецопераций по расчистке путей для свободной конкуренции.

7. Следует запретить (по примеру Италии) создание сетевых магазинов везде, где могут функционировать обычные магазины, так как сетевые магазины выжигают конкурентную среду вокруг себя.

8. Установить, что крупные магазины должны представлять продукцию местных производителей. Минимальную квоту с разделением по видам продукции должны устанавливать региональные власти, но она не может быть ниже минимума, устанавливаемого федеральным центром.

9. Обеспечить среднему, малому бизнесу и гражданам свободное подключение к газовым, электрическим сетям, водопроводу и канализации по себестоимости этих операций.

Обеспечение разумного протекционизма

Присоединение к ВТО на заведомо кабальных, колониальных условиях поставило российских производителей в заведомо невыгодное по сравнению с зарубежными конкурентами положение и немедленно затормозило экономический рост, сменило инвестиционный рост спадом и вызвало долгий (с января по август 2013 года) промышленный спад, несмотря на высокие цены на нефть.

Уровень тарифной защиты российской экономики по завершении переходного периода даже ниже, чем у Китая (то есть инициаторы присоединения к ВТО считают нас более конкурентоспособными, чем Китай).

Правила ВТО дают возможности защиты своего рынка странам Запада и насильственно вскрывают рынки всех остальных. Система урегулирования торговых споров сложна, запутана и дорогостояща; по опыту существования ВТО, страны Запада выигрывают почти во всех торговых спорах с менее развитыми странами.

Присоединение к ВТО имеет смысл для крупных экспортеров гражданской высокотехнологичной продукции; все эксперты, включая директора-распорядителя МВФ Лагард, предупреждали Россию об отсутствии экономического смысла присоединения.

России жизненно необходим разумный протекционизм (хотя бы на уровне Евросоюза), так как основную часть всей продукции Китай делает дешевле, а часто уже и лучше нас. Если мы хотим иметь рабочие места, мы должны последовать примеру развитых стран, большинство которых, пусть и не признаваясь в этом, усиливает протекционизм из-за глобального кризиса (с 2008 по 2013 год из всех стран «большой двадцатки» только Россия не усилила протекционистской защиты своей экономики, после чего против нас были введены санкции).

Пока против нас действуют санкции Запада, грубо нарушающие нормы ВТО, Россия обязана приостановить действие норм ВТО в отношении стран, участвующих в санкциях, и ввести в отношении их продукции заградительные пошлины в соответствии с потребностями российской экономики.

Более того: в силу политики США, в этой части продолжаемой Байденом, работа ВТО в настоящее время практически полностью парализована. Тем не менее российское руководство продолжает выполнять требования соглашений ВТО так, как будто эта организация остается дееспособной.

С формально юридической точки зрения Россия не может просто выйти из соглашений ВТО, так как они носят характер бессрочных

коммерческих договоров: одностороннее расторжение без уважительных причин влечет за собой необходимость компенсировать (бесконечно большой) ущерб.

Но по международному праву любая сделка, заключенная на основе коррупционных мотиваций, ничтожна. Надо проверить мотивацию официальных лиц, запихивавших Россию в ВТО: с учетом репутации, заслуженной этими людьми, и очевидной невыгодности подписанных ими соглашений для России вероятность коррупционной мотивации (по крайней мере, в западном понимании коррупции, включающей политическую коррупцию) исключительно высока. Если же они не понимали последствий присоединения России в ВТО на колониальных, заведомо кабальных условиях, - это означает их заведомую недееспособность в силу специфических интеллектуальных качеств, что также автоматически делает заключенные ими соглашения ничтожными.

"Объяснение происходящих событий - в моей исчерпывающей книге (13-е издание) "Конец эпохи: осторожно, двери открываются!"

Том 1. Общая теория глобализации: https://xn----8sbalcgsi5aih6o.xn--p1ai/21807-mdelyagin-konets-epokhi-ostorozhno-dveri-otkryvautsy?search=%D0%94%D0%B5%D0%BB%D1%8F%D0%B3%D0%B8%D0%BD

Том 2. Специальная теория глобализации: https://xn----8sbalcgsi5aih6o.xn--p1ai/24234-konets-epokhi-ostorozhno-dveri-otkryvautsya--tom-2-s?search=%D0%94%D0%B5%D0%BB%D1%8F%D0%B3%D0%B8%D0%BD

В электронном виде:

Том 1. Общая теория глобализации http://worldcrisis.ru/crisis/delyagin_book

Том 2. Специальная теория глобализации. http://worldcrisis.ru/crisis/delyagin_book_2

Кроме того, рекомендую моя книга о том, как не выживать, а жить под властью одичалых строителей блатного феодализма: "Жизнь в катастрофе: победи кризис сам!" (издание пятое) https://xn----8sbalcgsi5aih6o.xn--p1ai/26975-zhizn-v-katastrofe-pobedi-krizis-sam--izdanie-pyatoe?search=%D0%94%D0%B5%D0%BB%D1%8F%D0%B3%D0%B8%D0%BD

Исчерпывающая книга А.В.Островского (и, кроме того, образец проверки фактов, "мануал по фактчекингу") "Солженицын. Прощание с мифом" с предисловием А.И.Фурсова и моим послесловием. https://xn----8sbalcgsi5aih6o.xn--p1ai/28928-solzhenitsyn-proschanie-s-mifom-predislovie---aifurs?search=%D0%94%D0%B5%D0%BB%D1%8F%D0%B3%D0%B8%D0%BD

Художественное осмысление современной сюрреалистической эпохи - в моей книге "Праздничный ад свободы": https://xn----8sbalcgsi5aih6o.xn--p1ai/19060-prazdnichnyy-ad-svobody