Найти тему

Теория общественного договора

Английский философ-материалист Томас Гоббс (1588–1679) говорил, что, поскольку

Бог непостижим, о нем не может судить ни одна наука, в том числе философия, и тем самым

выводил и Бога, и человеческую душу за пределы любого научного знания. Наука, по Гоббсу,

должна заниматься исследованием материальных объектов через опыт, наблюдение и логический анализ, сводимый к математическим действиям.

В своей работе «Левиафан, или материя, форма и власть государства церковного и гражданского», опубликованной в 1651 г., Гоббс рассмотрел с позиции материализма процесс возникновения государства, осмыслил идею общественного договора и преобразовал ее в теорию.

Гоббс считал, что в естественном, догосударственном состоянии все имеют равные права и

возможности, и свобода их ничем не ограничена. Но люди от природы злы и эгоистичны, и

естественное состояние для них – война всех против всех. Ради общего мира заключено соглашение, по которому каждый разрешает ограничивать свою свободу и отказывается от определенной части своих прав. Поддержание порядка в обществе и надзор за соблюдением соглашения доверяется одному человеку или группе людей. Так образуется государство – по сути,

инструмент, созданный для саморегуляции общества. Гоббс, однако, выбирает для него другой образ. В мифологии Ханаана и Финикии Левиафан – чудовище, принадлежащее божеству

моря. В Ветхом завете Левиафан упоминается как воплощение слепых природных сил. Вот

этому чудовищу Гоббс и уподобляет государство. «В этом Левиафане верховная власть, дающая жизнь и движение всему телу, есть искусственная душа, должностные лица и другие представители судебной и исполнительной власти – искусственные суставы, награда и наказание…

представляют собой нервы… благосостояние и богатство всех частных членов представляют

собой его силу… безопасность народа – его занятие… справедливость и законы суть искусственный разум и воля, гражданский мир – здоровье, смута – болезнь, и гражданская война –

смерть». Известно, что сначала Гоббс собирался дать своей работе о государстве другое название – «Смертный бог». Книга Гоббса стала знаковой, образ сохранился на века.