"Мы — цыгане" - так переводится название знаменитого не только в Латвии, но и далеко за её пределами рижского цыганского ансамбля Ame Roma. На протяжении многих лет им руководил легендарный цыганский маэстро Артур Копыленко. Увы, его уже нет с нами. В рижском Доме Москвы состоялся вечер памяти. Артуру Андреевичу исполнилось бы 80 лет.
Выход медведя и гадание на картах
После смерти руководство ансамбля перешло в руки его дочери Раисы Копыленко, которая и стала инициатором концерта в честь памяти своего отца. Она пригласила в Дом Москвы бывших участников группы, тем самым решив всем показать, что цыганский коллектив будет и впредь процветать.
Нашёл в своём архиве интервью с Артуром Копыленко. Оно было посвящено уникальному большому праздничному концерту Ame Roma, который состоялся 27 декабря в... Рижском цирке.
Выступление было посвящено 30-летию коллектива. В ходе вечера было всё! В том числе гадания по руке и даже выход медведя, который исполнил настоящий цыганский танец.
Начинал у отца
- Артур, как же всё начиналось?
— Ох, давно это было. У моего отца, Андрея Копыленко, был коллектив из 25 человек. Он все время гастролировал по Союзу. Я с женой работал у отца. Без всякого преувеличения можно сказать, что в СССР это был лучший цыганский коллектив!
И хотя мы жили в Риге, мы работали совсем от другой филармонии — от Коми АССР. Хочу сказать, что наш коллектив был настолько востребованным, что, куда бы мы не приезжали, у нас везде были полные аншлаги. Да что там говорить: наша работа была распланирована на год вперед!
Отец приезжал в "Союзконцерт" в Москву, где собирались руководители всех цыганских коллективов — два десятка, а может быть, и больше. Там проходила планерка, на которой директор давал задания. Никаких проблем с выступлениями у нас не было.
Среди 20 коллективов самым востребованным был ансамбль именно моего отца. Хотя там сидели такие корифее, как Жемчужнов, Османов, Каржов, которые представляли самые элитные цыганские коллективы. Однако мой отец пользовался таким авторитетом, что его вызывали в первую очередь.
Я был главным солистом. Пел в двух отделениях. В первом исполнял сугубо цыганские, народные песни, а во–втором — уже эстраду. Эти эстрадные песни пользовались огромным успехом, поскольку это были шлягеры тех лет — 60–х и 70–х годов. Скажем, "Уличные фонари" Татляна, "Свадьба" Бабаджаняна и др.
Приехали и купили дом
— А как вы оказались в Риге?
— Здесь мы с 1957 года. Отец купил в Риге дом. Отсюда я ушёл в армию. Хотя среднюю школу закончил на Украине. До этого мы жили в Славянске Донецкой области. Это курортный и промышленный город. Уже по нашей фамилии ясно, что мы из украинских цыган.
В армии я был руководителем художественной самодеятельности. Но если во время службы я был полупрофессионал, то после армии началась уже моя профессиональная деятельность. Хотя и до армии я пел на танцах. В общем, начинал ещё с самых младых лет.
Вместе с отцом мы "прогастролировали" весь Советский Союз вдоль и поперек. Где мы только не были! Как говорится, "там, где кончается асфальт". Мы были в таких местах, где дальше только океан.
Жена оказалась в интересной положении
Но в 73–м году моя жена оказалась в интересном положении. К тому же моего сына Алика нужно было отдавать в школу. Он и так уже на полгода опаздывал. Я не мог все время возить его с собой.
И вот тогда, 30 лет назад, я всё бросил и приехал в Ригу. Для меня это был очень критический момент. Я думал: что мне делать? Куда пойти работать? Я ведь ничего другого не умел делать.
И тут один музыкант подсказал: мол, иди в болгарский ресторан "Руссо", что в Московском районе Риги, там нет цыган. "У них большая ночная программа. Коллектив из 30 артистов. Ты там будешь настоящей звездой!"
Так оно потом все и получилось. Именно в "Руссе", по сути, началось мое второе рождение, новый этап моей карьеры. В чем мне очень помог Алексей Павлович, он был директор ом одновременно как "Руссы", так и "Щецина".
Переродил себя
Только моя жена пошла рожать, а я пришел к Павловичу. У меня в кармане было всесоюзное аттестационное удостоверение. Моя ставка была где–то около 14 рублей.
На тот период это большие деньги. Когда Павлович увидел мой артистический паспорт, он воскликнул: "У нас нет ни одного профессионала. Что ж, выходите на сцену! Когда? Завтра!"
"Как завтра?" — изумился я. Конечно, я немножко сдрейфил. Поскольку там была другая аудитория. У меня ведь было иное амплуа. Пришлось по-новому себе преподносить. Я, по сути, переродил себя.
В ресторане мне было немножко диковато, поскольку в нашем коллективе было 6 гитар, 2 скрипки, рояль, контрабас, а здесь я должен был петь один. То есть оставался один на один с целым залом!
Будто заново родился
- Какое было ощущение?
- Для меня это был шок. Но когда Павлович услышал, как я пою, он обернулся к другим артистам и сказал: "Работать надо так, как работает он!" И пригласил меня в кабинет.
Он спросил: "Вы сколько получаете?" А когда узнал, то сказал: "Я вам плачу вместе с амортизацией до 20 рублей!" И это за один мой сольный выход!
Рижская публика признала меня очень быстро. Я часто слышал шепот: "Вот сейчас цыган должен петь!" Без хвастовства будет сказано, но я действительно пользовался просто феноменальным авторитетом и уважением. Я был супер! Я будто заново родился. Честно говоря, даже сам не ожидал такого поворота.
Секрет успеха
- В чём секрет такого успеха?
- Сам не мог объяснить. Мне тогда было всего 33 года. У меня было столько концертов, что я буквально падал от усталости. Я выступал и на День Победы, и на 7 ноября, и на 1 мая, и в День милиции, и т.д.
У меня было по 6–7 концертов еще до моего выхода в "Руссо"! Но, помню, один ведущий мне сказал так: "Пока можешь — работай! А то потом придет время, когда работы уже не будет".
И это действительно сбылось. Во время перестройки. Я к тому времени уже перешел в Рижскую филармонию — тогда как раз образовалось знаменитое Рижское эстрадно–концертное объединение.
И я решил создать уже целый коллектив. Так и образовался "Ame Roma". Я пригласил своих друзей, которые жили в Риге. Скажем, супермузыканта Валерия Чунчукова, его жену Людмилу, свою жену, отца Валеры, Тамару Чич.
Выступали с нами и великолепные музыканты — скрипачи Инна и Игорь Данченко, которые уже более 12 лет работают в Нью–Йорке. Наш коллектив "Ame Roma" стал гастролировать по регионам Латвии.
Всесоюзные гастроли
А потом мы начали ездить уже по Союзу. То есть для меня все началось уже по–новому! Мы были очень востребованы. Ленинград, Москва, Сочи, Ялта...
Сличенко из знаменитого Театра "Ромэн" сказал в наш адрес: этот коллектив заслуживает самых лучших гастролей не только по Союзу, но и за границей. Он будто наворожил! Его слова действительно сбылись.
В 89–м году мы поехали в Болгарию. Потом была Польша, Швейцария, Швеция, Австрия, Германия. До 1991 года мы объездили огромное количество стран.
А потом мне жена позвонила и говорит: все, Латвийская филармония расформировывается в связи с перестройкой. Документы возвращаются В общем, всех выгнали!
Хотя мы приносили огромную прибыль. За нас счёт, то есть, по сути, на нашей дотации жили многие другие артисты, поскольку мы ведь всегда с аншлагами выступали. Но в итоге все сломали!
Сейчас из старых работников в Ame Roma осталась только солистка Тамара Чич. Кроме того, более десяти лет с нами скрипачка Вера Спроде. А все остальные уже молодые. Мой фын Алик, дочь Раиса, невестка Золина и др.
Все фото из архива Артура Копыленко
Читайте другие статьи автора:
Откуда у песни "Ноктюрн" "(Ночью, в узких улочках Риги") славянские мотивы
«Высоцкий начался в Риге!» - говорит исследователь творчества артиста
Оказывается, у латышей есть турецкие предки
Бывший рижанин, а ныне - американец критикует Латвию
Развеиваем мифы: Латвия - это многонациональная республика
Латышка уехала в Канаду, где столкнулась с национализмом
В Латвии подсчитали, когда в республике закончится население
Процент латышей в Латвии растёт, но в мире их всё меньше
Не пора ли вернуться в Российскую империю, которую мы потеряли