Найти в Дзене

Это моё поколение: очень многих воспитали мама и бабушка...

Читаем новую книгу родительской серии - "Ваш (не)удобный ребёнок". Вообще когда речь о книгах психолога Екатерины Мурашовой, мы как-то привыкли к монологу. А в этот раз диалог: психолог и родитель делятся соображениями о воспитании, задают друг другу вопросы, спорят, вспоминают собственное детство. Кстати, одна из глав посвящена психологическому портрету современного ребёнка. Но перед нами и психологические портреты взрослых, воспитавших этих детей. Как в этом фрагменте, где обсуждают особенности восприятия сегодняшних взрослых. Тех, кто воспитал современных детей:

Анастасия Дмитриева: Это мое поколение, конец 1980-х — начало 1990-х.

Собеседник:

Анастастасия Дмитриева, журналист, мама

Екатерина Мурашова: И предыдущее поколение тоже: очень многих воспитали мама и бабушка. Там часто происходит распределение ролей: мама зарабатывает деньги, а бабушка занимается хозяйством, водит ребенка в кружок и делает с ним уроки. Или наоборот: бабушка зарабатывает деньги, а молодая мама, по ее научению, сидит дома и занимается ребенком.

Возвращаясь к нашему разговору: если есть осознанно оформленная пара, например, мать, которая зарабатывает деньги, и бабушка, которая ведет хозяйство, или мужчина и женщина, которые осознают себя парой, они будут меньше садиться на корточки перед ребенком.

Собеседник:

Екатерина Мурашова, семейный психолог

-2

А. Д.: Почему?

Е. М.: В структуре семьи есть подсистема взрослых, если их там двое или больше. В эту подсистему ребенок не входит ни при каких обстоятельствах. И «осознанности» ему достается все-таки меньше, даже если взрослые создают иллюзию равенства: «Ах, малыш, мы хотели бы с тобой посоветоваться» И «Что ты чувствуешь по этому поводу, зайчик мой?» А вот если их всего двое...

А. Д.: Ребенок и мама.

Е. М.: Ребенок и мама… Тут по полной программе.

А. Д.: Это плохо?

Е. М.: Думаю, что все варианты имеют достоинства и недостатки. Мы находились ниже взгляда взрослых на протяжении всего детства. Взрослые фиксировали на нас взгляд, только когда мы разбивали коленку или звонила учительница и говорила: «Обратите внимание». Или в редчайших случаях, когда мы совершали практически подвиг. Я была воспитана как раз мамой и бабушкой. И когда я говорила: «Мама и бабушка, на районном туре олимпиады 42 ваш (не)удобный ребенок по биологии я заняла первое место. Вот диплом», они концентрировались и спрашивали: «Ты участвовала в олимпиаде по биологии? А, ну, хорошо-хорошо», это был максимум.

Все мои сверстники из ленинградского двора росли именно в этой парадигме.

А. Д.: И вам нормально так было?

Е. М.: Абсолютно. Мы вообще не представляли, что может быть как-то иначе. Никому никогда не пришло бы в голову поинтересоваться, как ребенок, который заболел, будет решать свои школьные проблемы. Знаете почему? Это было очевидно. После окончания школьного дня к заболевшему приходили его друзья, которые приносили уроки. Зачастую они прямо с ним и делали эти уроки. Если к ребенку не приходили, то вот на это родители могли обратить внимание: «Почему Вася не пришел? Вы поссорились, что ли?» Это была субкультура, в которую взрослым не было входа.

А. Д.: И потребности, наверное, туда входить у взрослых не было.

Е. М.: Разумеется. Но и  у нас не было никакой потребности, чтобы взрослые участвовали в нашей детской субкультуре. Взрослый человек, который вышел во двор с нами поиграть, смотрелся бы как юродивый.

А. Д.: Это про внешнее участие, а если про внутреннее? К чувствам детей взрослые обращались? Дети о своих чувствах задумывались?

_________________________________

Фрагмент из книги Екатерины Мурашовой и Анастасии Дмитриевой "Ваш (не)удобный ребёнок

-3

#психология #воспитание детей #книги для родителей #семейные отношения