Первый секретарь ЦК РКРП-КПСС Степан Сергеевич Маленцов беседует с корреспондентом «ТР» об объединении коммунистов
Степан Сергеевич, если обозреть 30-летнюю историю РКРП, то одним из моментов, который мы записываем в свой актив, было то, что мы единственная партия, как говорят «на постсоветском пространстве», реально проводившая работу по объединению коммунистических сил. То есть это надо расценивать как наше стратегическое направление?
– Совершенно верно. Стратегическое направление, имеющее важное практическое значение. И с точки зрения создания коммунистического центра в противовес поддерживаемым режимом оппортунистам и провокаторам, и с точки зрения устранения во многом искусственной коммунистической «многопартийности», серьёзно мешающей делу, и с точки зрения умножения наших сил. Надо напомнить, что мы имели практические результаты на этом направлении: объединение с партией РПК в 2001 году, затем с российской частью КПСС. Сейчас на протяжении уже ряда лет ведём работу по возможному объединении с ОКП (Объединённой Коммунистической партией).
В последние несколько лет не было у нас ни одного заседания Центрального Комитета или Политсовета, где не заслушивался бы этот вопрос – о работе по объединению с ОКП. Но до сих пор сложение сил двух партий не состоялось. Надо понимать, что что-то тормозит процесс? Тяжело идет?
– Конечно, тяжело. Это ведь не объединение нескольких кремлевских проектов в одну нужную для выборов форму. Там дали руководителям команду, деньги, оформили юридические бумаги, и готово. Здесь живые люди, история борьбы, наука коммунизма. Ведь нужно единство именно марксистов, а не соединение просто тех, кто назвал себя коммунистом. Тормозит наличие разногласий – разница в самом взгляде на процесс объединения. Мы исходим из ленинского, что прежде чем объединяться и для того, чтобы объединиться, следует выяснить и преодолеть разногласия. А ряд руководителей ОКП склонны от обсуждения разногласий уходить, оставляя их «на потом». А среди разногласий есть и программные. Скажем, мы считаем, что объединяются две живые партии, поэтому необходимо в программе объединившейся партии говорить о пройденном пути борьбы, начиная с противостояния горбачёвщинев КПСС. А некоторые объединители считают, что мы создаем новую партию и предлагают всё начать «с чистого листа», как будто только что родились. Но зачем же нам отказываться от своей истории?
Есть разногласия применительно к практической работе. Например, мы считаем недопустимым для коммунистов какое-то сотрудничество с откровенно провокаторской и прокремлёвской партией «Коммунисты России». Московские руководители ОКП такой строгости в отношениях не придерживаются, считая, что и с провокаторами можно в чём-то ладить. Есть аналогичные расхождения в международном аспекте. Они менее существенны, но их надо решить по возможности до объединения, чтобы не создавать заранее очаги воспалений в объединенной партии.
Знаем, что есть определённое непонимание и по вопросу создания широкого блока классовых сил, подобного РОТ ФРОНТу.
– Да, это так. И это самый существенный вопрос. В конечном счете, и для РКРП и для ОКП главная задача – слияние с рабочим классом. Мы считаем, что общая работа на образование такой, более широкой, чем партия, организации трудящихся, блока наших союзников ничуть не противоречит процессу объединения. Напротив, ускоряет его, поскольку происходит «притирание» двух партий в совместной практической деятельности. Подчеркнем, что только такой подход соответствует ленинской модели организации классовой борьбы – сформировать вокруг коммунистического ядра гораздо более широкий слой различных сил: профсоюзы, протестные группы, политические организации лево-патриотического и народно-демократического спектра. Это позволит нам добиться более эффективной работы уже сегодня.
Отдельно стоит вопрос – стоит ли добиваться выхода на регистрацию объединения в форме юридического лица «политическая партия», чтобы получить общероссийскую трибуну. Мы считаем, что надо. Сегодня режим с помощью Минюста и судов вытеснил нас с поля публичной легитимной политики – выборов. Общественному сознанию подсовывают под видом коммунистов фальсификат – зюгановцеви сурайкинцев. Нет ни одной партии, которая на выборах агитировала бы за развитие борьбы самих трудящихся. Мы убеждены, что за это поле борьбы надо побороться. Практическая работа в этом направлении (создание блока классовых сил) позволит и нарастить мускулы рабочему движению, и подготовит почву для нашего объединения в единую партию.
Уже сегодня мы вместе с ОКП в ряде регионов проводим многие свои акции. Значит, общая работа на классовый блок (название можно обсуждать) с перспективой его регистрации была бы вполне естественным продолжением совместных мероприятий. В ОКП какая-то часть товарищей с такой постановкой вопроса согласна, какая-то – нет. Говорят, что сначала давайте объединим партии. Но если не можем объединиться в деле, зачем создавать формальное единство?
Степан Сергеевич, в письме Политсовета РКРП руководителям ОКП от 24 октября есть призыв «интенсифицировать процесс объединения». Что в данном случае означает «интенсифицировать»?
- Означает, прежде всего, ускориться. Нельзя признать нормальным, когда на любой связанный с объединением вопрос или предложение ответ следует только через несколько месяцев, когда состоится пленум партии. Поэтому мы предлагаем ускорить все согласования, создать какую-то рабочую группу и приступить к практической подготовке объединительного съезда. Для чего использовать все возможные способы и средства как для выявления и разрешения идейных разногласий, так и для сплочения актива в сегодняшних практических действиях. С этой целью предлагаем шаги по объединению сделать более открытыми для общественности, в т.ч. размещать на своих партийных ресурсах материалы об имеющихся идеологических разногласиях и материалы с предложениями по их преодолению, чтобы участвовал не узкий круг партийных руководителей, а все активные коммунисты.
В заключение скажу, что процесс объединения очень непростой, но перспектива, безусловно, имеется, поскольку разговор идет между коммунистами.
Записал А. Широков