Николай Платошкин отметил, что выступление Владимира Путина на Валдае примечательно тем, что президент прямо заявил, что современная модель капитализма себя исчерпала.
Владимир Путин назвал ряд проблем современного общества, развития в целом, но в то же время не стал предлагать какую-то альтернативу. Владимир Путин заявил, что лучшая реакция на все эти процессы — разумный консерватизм.
Что это означает в теории и на практике? Николай Платошкин полагает, что в теории это означает некоторые перемены в идеологии. Не исключено, что в России может появиться если не официальная идеология, то нечто близкое к этому.
Потому что Путин раскритиковал современную модель капитализма не только как экономическую систему, но и как надстройку, то есть он говорит о духовных ценностях на западе, о том, что они там уже мало что значат, а в России такую ситуацию нельзя допускать.
В экономике же Путин подчеркивал, что современный капитализм показывает низкий экономический рост. Видимо, нужна другая модель капитализма, даже новый технологический уклад.
Но вот если смотреть на практику, то получается, что после выступления Путина никаких перемен в экономике или социальной сфере не будет. Почему? Потому что есть проект бюджета, за него уже проголосовало большинство депутатов Госдумы. Этот проект бюджета ничем не отличается от прошлых проектов.
То есть экономический курс каким был, таким и остается. Это неолиберализм. К сожалению, это означает, что рассчитывать на высокий экономический рост в ближайшие годы невозможно, так как это бюджет на несколько лет.
По мнению Платошкина, единственный способ добиться экономического роста, прорыва в экономике — смена курса. Необходимо ввести прогрессивную шкалу налогообложения, налог на роскошь, реальную ответственность за незаконное обогащение, а также нужно вкладывать свободные средства не в ценные бумаги иностранных государств, а в промышленность и сельское хозяйство. России нужно отказаться от неолиберализма в пользу протекционизма.