Найти тему
Павел Мессир

Почему последние фильмы серии «Тайны Дворцовых переворотов» вышли хуже предыдущих?

В 2000-м году вышли первые два фильма из киносериала «Тайны дворцовых переворотов» под названиями «Завещание императора» и «Завещание императрицы». Фильмы рассказывали о начале смутного для Российской империи времени — эпохе дворцовых переворотов. Несмотря на сложность в создании, когда режиссеру Светлане Дружининой приходилось выбивать или вымаливать финансирование, фильм имел определенный успех у зрителей. Две первые картины были показаны на федеральных каналах в новогодние праздники, а спустя год зритель увидел еще два продолжения, где была показана история низложения полудержавного властелина Александра Даниловича Меншикова, под названиями «Я — император» и «Падение Голиафа». Снова показ на федеральных каналах, и снова зрительские симпатии.

Александр Данилович Меншиков и Екатерина Первая в исполнении Сергея Шакурова и Натальи Егоровой
Александр Данилович Меншиков и Екатерина Первая в исполнении Сергея Шакурова и Натальи Егоровой

Не всем, конечно, фильмы пришлись по вкусу, ряд историков ругал Дружинину за исторические вольности, а некоторые заявляли, что кино-сериал «фактически является художественным изложением лекций историка В. О. Ключевского». Однако массовый зритель был пленен историей опального князя и заинтригован намечающимся романом Петра Второго и Елизаветы Петровны. Ко многим в тот период Светлана Дружинина привела если не любовь, то интерес к петровским временам в общем и к эпохе дворцовых переворотов в частности. Продолжения многие ждали.

Оно увидело свет в 2003 году. Снова вышли сразу две серии, посвященные правлению и смерти Петра Второго и несостоявшемуся триумфу клана Долгоруковых. Фильмы «Вторая невеста императора» и «Смерть юного императора» были объективно слабее предыдущих картин, но хорошо, если так можно сказать, завершили линию Петра Второго с некоторым поучительным некрологом в конце шестого фильма. Впереди ожидали годы правления Анны Иоанновны.

Однако по различным причинам, прежде всего финансовым, фильм «Виват, Анна» увидел свет лишь в 2008 году, спустя 5 лет после предыдущего. Именно с этого фильма у сериала начались уже не финансовые, а вполне себе художественные проблемы. Сперва он вышел единым фильмом, затем в рамках двух серий с одним и тем же названием — «Виват, Анна». Такие же проблемы вышли с последним на сегодняшний момент фильмом серии «Охота на принцессу». Вскоре Дружинина заявила, что больше не будет снимать фильмов в рамках серии «Тайны дворцовых переворотов» и перешла к съемкам четвертых «Гардемаринов». Сериал, завершившийся на замужестве Анны Леопольдовны, получился логически незавершенным. О перевороте цесаревны Елизаветы лишь мельком упоминается в титрах.

Елизавета Петровна и  Андрей Остерман в исполнении Екатерины Никитиной и Владимира Ильина
Елизавета Петровна и Андрей Остерман в исполнении Екатерины Никитиной и Владимира Ильина

Почему Светлана Дружинина решила прекратить съемки фильмов о дворцовых переворотах? Причин множество. Это и пресловутая нехватка финансирования, и различные сложности с доступом в исторические декорации Санкт-Петербурга и Москвы, а также банальная человеческая усталость. Хотя в том же заявлении она и обещала выпустить уже отснятые фильмы в рамках телесериала. С её слов, уже идет переход материала на цифру, однако полноценным продолжением данную работу назвать сложно. Одной из неназванных причин, думается мне, является то, как зрители приняли последние фильмы. Будет справедливее сказать, не приняли. Чем же плохи «Виват, Анна» и «Охота на принцессу»? Почему зритель раскритиковал продолжения столь полюбившегося сериала?

Анна Иоанновна и Эрнст Иоганн Бирон в исполнении  Инны Чуриковой и Александра Лазарева (младшего)
Анна Иоанновна и Эрнст Иоганн Бирон в исполнении Инны Чуриковой и Александра Лазарева (младшего)

Во-первых, отказ от традиций. Фильм не значится как продолжение «Тайн дворцовых переворотов». Начиная с «Виват, Анны» такая приписка исчезла. Вместо емкого «Виват, Анна Иоанновна» красовалась скромная надпись — «Виват, Анна». Продолжение тематики переворотов и старые актеры — единственное, что говорит о том, что это продолжение сериала Дружининой.

Во-вторых, «спецэффекты». В новых фильмах появились режущие глаз спецэффекты, которые в подобном фильме смотрятся чужеродно. В киноленте, основывающейся на исторических документах, мемуарах и воспоминаниях современников, попытка следовать современным трендам вызывает в лучшем случае недоумение. Немного о самих спецэффектах. Сделаны крайне посредственно. Компьютерные вороны, попадание Анны в кружку из фузеи, драка с замедленными действиями в кабаке и с разбойниками. На нужный лад эти нововведения не настраивают, скорее, наоборот.

Анна Иоанновна и Иоганн Эрнст Бирон в исполнении Натальи Егоровой и Александра Лазарева (Младшего)
Анна Иоанновна и Иоганн Эрнст Бирон в исполнении Натальи Егоровой и Александра Лазарева (Младшего)

В-третьих, в фильмах появились песни. От этого картины стали напоминать недогардемаринов, а не то, что привыкли видеть зрители.

В-четвертых, сомнительная замена актрис, играющих Анну Ивановну. Если в первых фильмах роль бездетной курляндской вдовушки играла Нина Русланова, то в «Виват, Анна!» роль досталась Инне Чуриковой, а в «Охоте на принцессу» её сыграла Наталья Егорова, исполнительница роли Екатерины в первых двух фильмах. В итоге от трех разных актрис единый образ ломается, а у зрителя остаются вопросы.

В-пятых, откровенно халтурная работа на пост-обработке в некоторых моментах. Вот нам показывают мчащуюся по Петербургу карету в лучах восходящего солнца, а буквально через мгновение та же локация погружается в ночное время, тут же сменяющимся днем.

Антон Ульрих Брауншвейгский, Анна Леопольдовна и Анна Иоанновна в исполнении  Александра Гловяка, Снежаны Полежаевой и Натальи Егоровой
Антон Ульрих Брауншвейгский, Анна Леопольдовна и Анна Иоанновна в исполнении Александра Гловяка, Снежаны Полежаевой и Натальи Егоровой

В-шестых, в заключительных фильмах покадрово использованы сцены из предыдущих картин. Вот мы видим гвардию в камышах при поимке Анны Леопольдовны, а вспоминаем, что это та же самая сцена из «Падения Голиафа», когда разыскивали Петра Второго. Они даже над качеством поленились поработать, просто перенеся кусок из одного фильма в другой. Аналогичная сцена с проходом крестьян, где просто заменили их фразы их недовольства в адрес приезжего. Во втором фильме ругали Меншикова, а в последнем — сына Бирона. Переезд дворянства из Петербурга в Москву перенесен в «Виват, Анна» в виде посольства в Митаву.

Подводя итог, Дружинина добавила много глупостей в новые фильмы, а главное, не смогла перенести достоинства первых картин. А значит, что качественного продолжения мы не получим. Вместо этого получим четвертых «Гардемаринов». Хорошо это или плохо — судить вам.

Разбор всего сериала