Легенды прошлых лет
1.Лихие берберские парни
В конце XVIII века берберийские пираты, пользуясь смутой в Европе, вы званной Великой французской революцией, снова подняли голову. И если бы не флот США, они были бы костью в горле для многих менее решительных стран...
Великим державам было не до Магриба, маленькие предпочитали не связываться с пиратами, а откупаться. Откупались все — Королевство Обеих Сицилий, Португалия, Франция, Дания, Голландия, Ганновер, Швеция и Бремен. И даже сама Англия при смене своего консула в Алжире преподносила подарки на сумму 600 фунтов стерлингов.
Но вскоре в число стран, страдающих от берберийского пиратства, попало еще одно государство — США.
Конфликт с США
До Войны за независимость американцы плавали под английским флагом и горя не знали. Но тут случился конфуз.
В 1784 году берберийскими пиратами были захвачены 4 американских судна: «Мария», «Дофин», «Полли» и «Бетси». Американцы завопили - но делать было нечего. В результате достигнутых договоренностей им пришлось ежегодно выплачивать берберийцам до 1 миллиона долларов, что составляло около 20% государственного бюджета. Переговоры тянулись долго, деньги выплачивались частями, и американским пленникам приходилось томиться в плену годами. В результате матрос Питер Лайсл плюнул, образно говоря, на звездно-полосатый флаг, принял ислам и даже сумел занять высокое положение среди триполитанских пиратов, которые дали ему имя Мурад Рейс.
В 1801 году шаткое перемирие между берберийцами и американцами закончилось. Когда к власти пришел новый бей Юсуф Караманли, который затребовал «дополнительную» плату в сумме 225 тысяч долларов. Когда же американцы отказались платить, бей Юсуф послал своих телохранителей к американскому посольству, чтобы они срубили древко со звездно-полосатым флагом — это по местной традиции означало официальное объявление войны. Триполитанские шебеки (парусно-гребные суда) тут же стали курсировать по Средиземному морю в поисках американских торговых судов, и вскоре к ним присоединились их постоянные союзники из Марокко, Алжира и Туниса.
Силовое решение
Американцы давно готовились к силовому решению вопроса, и потому пиратов ждал неприятный сюрприз. Основой американской эскадры были 6 суперфрегатов, построенных по проекту кораблестроителя Хэмфри. «Классический» фрегат нес в среднем 20 пушек, располагавшихся на одной пушечной палубе. Фрегаты, которые спроектировал Хэмфри, несли от 36 до 44 пушек, размещавшихся на двух орудийных палубах, причем пушки эти были более крупного калибра (24-фунтовые), чем на «классических» фрегатах. Таким образом, эти корабли сочетали в себе большую огневую мощь с высокой скоростью плавания и были своеобразным «хайтеком» того времени. Кроме того, у американцев появился новый род войск — морская пехота.
Впрочем, вся эта американская «силища» не смогла проявить себя в должной мере. Триполитанцы, чьи корабли не шли ни в какое сравнение с американскими, избегали прямых столкновений — но при этом продолжали охотиться за американскими «купцами». Во время первой экспедиции американцам удалось выследить и вывести из строя только один триполитанский корабль — «Триполи» (бывший американский бриг «Бетси»). Вторая экспедиция и вовсе окончилась безрезультатно. В 1803 году американцы на четырех кораблях отправились в третью экспедицию, которая началась с оглушительного фиаско.
36-пушечному фрегату «Филадельфия» и 12-пушечному бригу «Виксен» было поручено вести блокаду Триполи — столицы Трипо-литании. Молодой и неопытный (как и его команда) капитан «Филадельфии» Уильям Бэйнбридж отправил бриг в крейсерство, а сам пытался блокировать столицу. Но небольшие шебеки триполитанцев пробирались к городу вдоль берега, и американцы не могли им помешать. Однажды Бэйнбридж не утерпел и погнался за одной шебекой - не имея на борту даже лоцмана. В результате чудо американского кораблестроения село на банку. Сначала Бэйнбридж попробовал снять корабль с банки, используя паруса, но тщетно. Американцы пытались облегчить корабль, сбросив в воду большую часть пушек и бочек с припасами, даже срубили и обрушили за борт фок-мачту — но ничего не помогло. Шебеки триполитанцев под командованием ренегата Мурад Рейса кружили вокруг «Филадельфии», как гиены возле умирающего льва. Бэйнбридж запаниковал и, «желая спасти жизни храбрых моряков», сдался. В плен к триполитанцам попали 307 матросов и офицеров и сам капитан вместе с чудо-фрегатом, а день 31 октября 1803 года стал днем американского позора.
Мурад Рейс оказался умелым моряком — ему удалось во время шторма снять «Филадельфию» с банки и с триумфом ввести во внутреннюю гавань Триполи. Когда же подошел основной американский флот и коммодор Эдуард Пребл в подзорную трубу узрел в гавани «Филадельфию»... под красным флагом с золотым полумесяцем — его чуть удар не хватил!
Риск - благородное дело
В это время американская шхуна «Энтерпрайс» под командованием молодого капитана Стивена Декейтера захватила небольшой триполитанский кеч «Мастико», который переименовали в «Интрепид». И тут Декейтера осенила идея — если нельзя вернуть «Филадельфию» под «звезды и полосы», то пусть хотя бы и пиратам она не достанется. Он отобрал несколько десятков моряков, готовых на риск, а также нанял в Сицилии лоцмана, испанца Сальваторе Каталано, который хорошо знал и гавань Триполи, и местный морской жаргон. Коммодор Пребл одобрил план Декейтера, и под покровом ночи 16 февраля 1804 года «Интрепид» зашел в гавань Триполи, направляясь прямиком к «Филадельфии». Часовой заметил не знакомый корабль, но Каталано сумел заговорить ему зубы, а когда «Интерпид» приблизился вплотную, то американцы бросились на абордаж, орудуя только холодным оружием. Немногочисленная команда плавучей батареи была моментально перебита, американцы подожгли «Филадельфию» во многих местах, а потом отплыли прочь. Уже выйдя в открытое море, они увидели ослепительно яркую вспышку, и над волнами прокатился далеко слышный гул взрыва — огонь добрался до порохового погреба «Филадельфии». Так капитан Декейтер вписал свое имя в историю американского военного флота, а эта отчаянная вылазка была увековечена в первых строках гимна морской пехоты США. Сам Горацио Нельсон, узнав об этом ночном рейде, воскликнул: «Вот это подвиг, достойный настоящего моряка!»
У американцев под впечатлением подвига Декейтера родилась еще одна безумная идея — переделать «Интрепид» в супербрандер: нагрузить его порохом, ночью подвести к триполитанской флотилии и одним махом уничтожить весь пиратский флот. И снова Декейтер вызвался возглавить эту операцию, но коммондор Пребл назначил в «камикадзе» другого капитана — Ричарда Сомерса. Загрузив где-то пять тонн пороха, темной ночью 3 сентября 1804 года супербрандер (переименованный по такому случаю в «Инфернал» — «Адское пламя») поднял паруса и скрылся в ночи, таща за собой на канате две спасательные шлюпки.
Спустя какое-то время - раньше, чем ожидалось - темень распорола ослепительная вспышка, затем раздался оглушительный грохот.
Что произошло с «Интрепидом»-«Мастико»-«Инфернал», так и осталось загадкой. Возможно, брандер был замечен пиратами, со бравшимися взять его на абордаж, и, чтобы не попасть им в руки, Сомерс взорвал свой корабль-бомбу.
Впрочем, после этого случая бей Юсуф Караманли осознал, что «чокнутые» американцы от него не отстанут, пока не прикончат, и пошел на переговоры.
10 июня 1805 года был подписан договор о прекращении боевых действий. В результате договора США обязались выплатить 60 тысяч долларов за освобождение военнопленных. Однако администрация Джефферсона провела четкую границу между данью, которую платили раньше, и выкупом, который должны были заплатить теперь. Выкупить пленных, тем самым закончив войну, — на тот момент это казалось неплохим шагом.
Чтобы расставить все точки над «і», американцам пришлось провести в 1815 году еще одну войну с пиратами (кстати, коммондором американцев тогда был уже известный нам Декейтер).
Подводя итоги, следует отметить, что берберийские войны подняли престиж молодых Соединенных Штатов и их ВМФ и, как видится сейчас, задали им вектор развития на много лет вперед.