Найти в Дзене
Natalie Efimova

Ненормативная лексика в советском кино и литературе: запавшие в душу примеры

Настолько сильное впечатление на меня произвела в свое время сцена в фильме "Морской характер", что помню ее до сих пор.

В кадре два великих актера - Николай Крючков и Петр Глебов.

- Вы посмотрите на меня, Помпей Ефимович. Я тоже ведь старый матрос. А хоть одно солёное слово вы от меня слышали?

- Разрешите, товарищ полковник, как матрос матросу сказать?

- Слушаю.

- Вы какого года призыву?

Cлева - Помпей Ефимович (Николай Крючков), справа - полковник Архипов (Петр Глебов).
Cлева - Помпей Ефимович (Николай Крючков), справа - полковник Архипов (Петр Глебов).

- Девятьсот двенадцатого.

- А я девятьсот четвертого. Так что вы передо мной, вроде, извините, салажонок.

-3

- Ну и что же, Помпей Ефимович?

- Авторитету у молодежи не держите, Яков Иванович. Старый матрос, а разговором аптекарь.

- Эпоха не та.

- Эпоха... Скажи лучше - школа не та. Разве у вас на "Рюрике" так матросов обучали? Вот у нас на "Олеге"...

-4

- Что на "Олеге"? У нас на "Рюрике" хлеще вашего разговор был. Я в гражданскую как было заведусь - восемь минут и ни одного повтора.

- Заливаете, Яков Иванович. Восемь минут. У нас на "Олеге" на что боцман был. И тот на шестой минуте повторяться начинал.

- Не веришь?

- Восемь минут. Разве мыслимо?

- А на спор? Не вытяну - разговаривай в полный голос до полной Победы. А вытяну - чтоб ни одного присловья в полку от тебя никто не слышал.

- Часы есть?

- На. Включай по первому залпу.

- Только гляди, Яков Иванович. Без повтору.

Отмашка!

-5

За кадром зазвучала мощная артиллерийская канонада. И весь запас "загробных рыданий" ( лексикон Помпея Ефимовича, из-за которого ему не решались доверить пополнение) полковника был искусно для зрителя подавлен.

-6

Но не для Помпея Ефимовича.

-7

Мы волею создателей фильма смогли услышать лишь выражения, прозвучавшие в последние секунды:

- В анархию производства, синдикаты, картели, в метацентрическую высоту, бракоразводные электроды. Стоп!

-8

- Плотно. Плотно, Яков Иванович. Приятно слушать.

После долгой паузы обескураженный матрос "Олега" позволил себе спросить полковника.

- Вопрос разрешите? Как это вы в себе слова такие удерживаете? Неужто не тянет прорваться? Это ж такое богатство, Боже мой!

- А есть еще такое слово - дисциплина.

Фильм об обороне Одессы был снят в 1970 году по рассказам Леонида Соболева. С авторским оригиналом обошлись тогда достаточно вольно. Нельзя сказать, что лента прошла с большим успехом. Лучше всего о ней одной строкой написала наша современница, посмотревшая кино два месяца назад.

Пафос зашкаливает. Но главное проступает и через пафос.

Авторы сценария, в число которых был включен и писатель Соболев, взяли из его рассказов колоритные словечки и диалоги, перенеся их совершенно из другого места и времени в воюющую Одессу.

Вот знакомство полковника с Помпеем Ефимовичем в боевой обстановке:

- По началу осады Одессы просил обратить меня в первобытное состояние - то есть на действительную флотскую службу. Отказали.

- Так ведь возраст у вас, Помпей Ефимович.

- Матроса не на один год делают.

Взяли на службу старого моряка.

- Ну, держись, фашисты. Теперь услышите загробные рыдания и роз благоухания.

Может, фильм не поразит современника как какой-нибудь "Т-34". Но лично я с удовольствием пересмотрела отдельные сцены и просто купалась в словесных соболевских кружевах.

Кстати, не услышав, почему у матроса столь экзотическое имя, припала к первоисточнику. Грешным делом предположила, что имело знание его родителями древнеримской истории. Но я ошиблась! И вы даже представить себе не можете, каким образом Ефимович его обрел.

Итак, "Рассказы капитана 2-го ранга В.Л.Кирдяги, слышанные от него во время "Великого сиденья". История имени Ефимовича:

"... настоящее его имя было Помпий, но в семнадцатом году, пользуясь гражданскими правами, он это имя во всех документах переделал на Помпея и даже соответственно перенес день своего ангела с седьмого июля на двадцать третье декабря. Пояснил он это тем, что имя Помпий очень смахивает на пожарную помпу, чем при царском режиме ему порядком надоедали корабельные шутники, а Помпей много благозвучнее и даже имеет флотский оттенок, потому что, как услышал он это на лекции в гельсингфорсском матросском клубе, некий римский воевода Помпей одержал морскую победу, и следственно, тоже был военным моряком".

У Соболева разборки по поводу помпеевского мата происходят на учебном судне в 1922 году. Жалуются там на него комсомольцы своему руководству. И здесь у писателя с синонимическим рядом тоже полный порядок:

- Он, товарищ комиссар, не плести маты нас учит, а загибать их. Вы послушайте, как наши комсомольцы в быту стали говорить: через два слова в третье — загиб. Думают, это настоящий флотский шик и есть, а как их разубедишь, когда живой пример перед глазами?

Комиссар проводит среди Помпея воспитательную работу. Но тот и тут не сдается. Говорит, что с его подбором слов обучение матросов идет куда активнее, доступнее и веселее:

- Я каждому предмету название переиначу позабавнее или рифму подберу, вот оно легче и запоминается.

Комиссар сопротивляется. Но вяло, в отличие от полковника Архипова в "Морском характере":

— Вот вы и напереиначили так, что теперь в кубрик не войдешь: сплошные рифмы висят — и речи человеческой не слышно.

А Помпей решителен и нахрапист.

- На корабле дамского общества, слава Богу, нет, самый морской разговор получается, и беды я в том не вижу.

Дальше, если захотите почитать, без труда эти рассказы найдете. И они, и кино выложены в виртуальное пространство, далеко бежать не придется.

Хотела я поговорить про то, как можно и с матом интеллигентно, без грязи в художественном произведении обращаться. И никого при этом не оскорбить, только дать лишний раз повеселиться.

Но мне кажется, уже всё сказано - в приведенных мною примерах.

P. S. Повторение - мать учения. Комментаторов с репликами "ничё не понял", "о чем пост", "автор какой-то сумбур выдал" настоятельно прошу перейти на другие, более доступные их пониманию каналы. Я не буду опускаться сама и опускать своих читателей на их уровень. За количеством подписчиков не гонюсь. Лучше меньше да лучше.