Под сдвигоустойчивостью понимают способность материала сопротивляться развитию пластических деформаций. Покрытие с плохими показателями по этому свойству проседает под колесами автомобилей, на нем образуются продольные углубления. Поэтому сдвигоустойчивость еще называют устойчивостью к колееобразованию.
Заметим, что такие дефекты могут появляться и по другим причинам, не только от колес машин. Подробнее об этом можно прочитать в статье Колееобразование асфальта.
В чем разница между сдвигоустойчивостью и деформативностью
Деформативностью асфальтобетона называют его способность изменять форму без раскалывания и растрескивания: сжиматься, растягиваться, изгибаться. Ее можно спутать со сдвигоустойчивостью. Но это принципиально разные понятия.
Для начала давайте разберемся, какие виды деформаций существуют:
- Пластические (необратимые) – они сохраняются после удаления нагрузки
Для наглядности приведем пример. Если сжать в руке резиновый мячик, а потом отпустить, он тут же примет изначальную форму – это упругая деформация. А если проделать то же самое с шариком из пластилина или глины, он просто сомнется. Это пластическая деформация.
Способность упруго сжиматься и растягиваться для асфальтобетона – это хорошо. Она предотвращает появление трещин при низких температурах. А вот необратимые изменения плохо сказываются на качестве и долговечности покрытия.
Понятие деформативности включает в себя и то, и другое. Оно более широкое и абстрактное. А сдвигоустойчивость касается конкретно необратимых преобразований.
А есть еще более узкое понимание этого свойства. Оно приводится в Методических рекомендациях Росавтодора:
«Сдвигоустойчивость – свойство асфальтобетона в покрытии сопротивляться образованию пластических деформаций под воздействием транспорта в теплый период года».
Здесь отражена практическая сторона этой характеристики. Ведь риск образования дефектов появляется тогда, когда асфальт в жару разогревается и становится более податливым.
Теперь вы имеете представление о сущности сдвигоустойчивости. В продолжении статьи мы рассмотрим факторы, которые на нее влияют.
От чего зависит сдвигоустойчивость асфальтобетона
Асфальт изготавливается с использованием органического вяжущего (битума), деформативные свойства которого зависят от температуры. В мороз он твердый и хрупкий, в теплом состоянии – мягкий, а при сильном нагревании ведет себя как вязкая жидкость.
Поэтому сдвигоустойчивость определяют как внутренние, так и внешние факторы:
- Происхождение минерального наполнителя
Щебень из осадочных пород частично абсорбирует компоненты битума, из-за чего вяжущего не хватает для полноценного обволакивания зерен. Лучше брать щебень из магматических пород. - Форма зерен
Частицы щебня и отсева – шероховатые, с острыми углами. Они крепко сцепляются друг с другом в строительных смесях и растворах. А вот природные песок и гравий имеют низкую адгезию, поэтому асфальт на их основе получается пластичным. - Сцепление битума с щебнем и песком
Если оно низкое, то битумные пленки со временем отслаиваются от зерен наполнителя. Это снижает не только сдвигоустойчивость, но и ряд других важных свойств асфальта – например, водостойкость. - Вязкость битума
Чем она выше, тем дольше битум остается в твердом состоянии при нагревании – тем больше он сопротивляется внешним воздействиям. Однако тут есть и обратная сторона. При низких температурах очень вязкий битум растрескивается. - Температура покрытия
Сдвигоустойчивость повышается с увеличением температуры воздуха. Максимальной она будет в знойный летний день, когда асфальт может разогреваться до 60-70°С.
Полную версию данной статьи вы найдете на нашей странице.
Также мы рекомендуем ознакомиться с другими полезными статьями на нашем сайте.
#асфальт #асфальтобетон #асфальтовое покрытие #асфальтобетонное покрытие #асфальтированное покрытие #сдвигоустойчивость асфальта #сдвигоустойчивость асфальтобетона #полезные советы #сдвигоустойчивость #сдвигоустойчивость бетонной смеси