Жан Огюст Доминик Энгр .Портрет Луизы дОссонвиль.
Жан Огюст Доминик Энгр, известный нам, прежде всего как портретист, на самом деле всегда считал себя художником исторического жанра. Он жаловался окружающим, что портреты до смерти надоели ему. Энгр писал : «Я влип с этими портретами, которые преследуют меня как злые духи… Но я хочу заниматься не ими, а исторической живописью, которая протягивает ко мне свои прекрасные руки для создания самых значительных произведений».
Но, несмотря на столь бурное негодование, Энгр продолжал писать портреты. Все-таки судьба подталкивает нас к нашему призванию любыми способами- отправляет в ссылки ( например Данте, чтобы бы наконец он создал свою Божественную комедию), оставляет без денег ( примером могут быть Мольер, Высоцкий ), обрубает все концы и не оставляет выбора.
У Энгра я так поалагаю, было безденежье. Заказные портреты давали отличный заработок , признание .
Исторические картины тоже присутствуют в перечне работ Энгра, и как –нибудь руки мои дойдут и до них.
Но это может быть в следующий раз, а пока мы не рассмотрели еще всех его замечательных портретов, мужских и, особенно, женских.
Потому как женщины у Энгра прекрасны. И те, что написаны на заказ, и те что написаны по велению души.
Сегодняшний портрет графини Луизы дОссонвиль заказной. Написан в тот период жизни художника, когда он окончательно вернулся на родину из Италии, где провел наездами более двадцати лет. Это поздний Энгр.
Обычно женщины на портретах Энгра сидят. Графиню художник пишет стоящей, что позволяет подчеркнуть стройную фигурку. Жест руки, слегка подпирающей щеку , как у нашей Аленушки с шоколадки. Хотя некоторые полагают, что жест скопирован с римской фрески. Мне ближе и роднее Аленушка.
За спиной модели помещено зеркало, что делает картину глубже и дает нашему зрительскому взгляду попутешествовать в зазеркалье. А там дополнительный ракурс со спины. Можем рассмотреть также изящную прическу, украшенную черепаховым гребнем, нежный изгиб шеи. Немного удваивается натюрморт из изящных предметов, размещенных на полке.
Общий колорит работы выполнен в холодных голубовато-серебристых тонах. Эти оттенки работают на цвет глаз графини, которые напоминают льдистые аквамарины.
И все-таки немного теплого цвета мы находим среди мебели, цветов, ваз, золотой рамы зеркала. Это создает контраст общему фону и цепляет глаз. Красный бант в волосах молодой дамы также является ярким акцентом.
Чтобы обыграть гладкую поверхность шелкового платья, Энгр добавляет бархатистую поверхность обивки мебели, на которую опирается женщина.
#энгр #французская живопись #классицизм #портрет графини