Выйдя после урока из кабинета физики, Маша уверенно направилась на улицу вдохнуть весеннего воздуха перед следующим занятием. На переменах все стремились на площадку со множеством качелей и тренажеров, где так здорово размяться после урока под лучами все сильнее согревающего солнца.
На встречу по коридору шел Михаил Иванович с группой учителей, что-то им рассказывая.
– Важно уметь сохранять равновесие между возбуждением и апатией,— услышала она слова сквозь шум школьной жизни. И пройдя несколько шагов, замерла на месте... Она отчетливо поняла, что фраза предназначалась именно ей. После урока ее охватило радостное волнение, с которым она не могла справиться. И фраза учителя помогла ей это осознать, заодно сильно озадачив.
«Вот как он так может: уловить за секунду ее состояние, произнести фразу в речи так, что никто не понял, что она предназначалась не собеседникам, а именно ей?», — думала Маша. Непостижимо... Вновь удивлялась Маша способностям своего мудрого учителя.
И после уроков она направилась в кабинет Михаил Ивановича. Его занятия были одними из самых интересных, и у Маши давно сложились с ним самые дружеские отношения. Он не раз уже просил ее помочь в проведении уроков. Михаил Иванович был школьным психологом. Казалось, что знания его не имели границ, а обаяние, действовало так, что у его кабинета постоянно собирались группы учеников, прося помочь в той или иной ситуации или просто приходили поделиться своими идеями, радостями и печалями, зная что широкая душа Михаила Ивановича вмещала всех и всем была готова помочь.
Михаил Иванович вел занятия по психологии, философии, и искусству здоровья, на которых они получали удивительные синтетические знания из самых разных наук. Многих это вдохновляло даже просто тем, как человек может так глубоко понимать взаимосвязь разных наук и иметь такой широкий кругозор. Кроме того, он учил их живописи и рисунку, к которым у Маши был большой интерес.
Войдя в кабинет, она увидела Михаила Ивановича за привычным занятием – он рассматривал снимки излучений учеников и писал рекомендации школьникам и их родителям. Маша по себе знала, как полезны оказывались такие советы по всестороннему оздоровлению.
– Спасибо! Ваш совет был очень кстати, – сказала Маша, входя в кабинет. Михаил Иванович, как вам удается делать столько дел одновременно и так быстро реагировать на любую ситуацию?
– Пожалуйста, Маш, – улыбнулся Михаил Иванович, всегда рад помочь! Так ты же и сама уже многое знаешь. Все дело в дисциплине ума. Множество способностей раскрывается перед человеком, осознающим мощь мысли и овладевающим ей. Давай позанимаемся, заодно и твое понимание углубится.
– Давайте! Маша привычно села на стул, предназначенный для занятий, развивающих дисциплину и четкость мышления, и перед ней сразу включился монитор, фиксирующий активность ума. Мысли бегали хаотично.
Михаил Иванович вывел на экран графики пульса и дыхания. Пульс 70, 12 дыханий в минуту.
– Сосредоточься на дыхании, дай ему успокоиться. Мысли оставь в покое.
И Маша стала наблюдать за графиком. Вдох-выдох, вдох-выдох, график становился все плавнее. Пульс 65, 8 дыханий в минуту заметила она новые показания.
– Сядь ближе к краю стула. Еще ближе.
Маша придвинулась к самому краю.
– Чувствуешь как выпрямляется позвоночник?
– Да, – сказала Маша, чувствуя, как в этом положении он сам занял самое прямое положение.
– Это тоже важно. Нужно уметь сидеть ровно без напряжения и движения. Для начала минут пять, наблюдая за своим дыханием. Попробуй.
И Маша вновь сосредоточилась на дыхании, отражая параллельно, как сокращается частота пульса.
– Видишь как успокаивается работа ума? – через несколько минут раздался голос Михаил Ивановича.
– Да, вижу, сказала Маша, наблюдая, как хаос на экране заметно снижается.
– Ты вполне можешь так заниматься и без этого прибора. Главное чаще наблюдать за своим умом и стараться спокойнее дышать, так как деятельность ума тесно связана с дыханием. Ум имеет только одну педаль, и это педаль газа, стоит только выразить недовольство хаосом, он тут же усилится еще больше. Но простое безоценочное наблюдение все меняет. Ум начинает успокаиваться, и ты обретаешь все больший контроль над мыслью. Так происходит растворение грубых аспектов сознания, и появляется возможность проникнуть в более глубокие.
– А можете показать Ваши графики? – спросила она.
– Ну хорошо, давай посмотрим! – сказал Михаил Иванович, садясь на соседний стул и сосредотачиваясь. «Пульс 60, 8 дыханий в минуту»,– прочитала Маша на засветившемся мониторе. Регистратор активности мозга через несколько секунд показал четкую картинку, свидетельствующую о сосредоточенности на одной мысли. Маша тут же узнала прекрасный и возвышенный образ, на котором было сосредоточено сознание ее учителя. Через некоторое время Маша с изумлением увидела как снизилась частота пульса и дыхания. Таких показаний она еще не наблюдала. Вот это способность к саморегуляции и сосредоточению!
– Довольна, Маша?! – спросил Михаил Иванович чрез минуту, вставая со стула. Монитор погас. И на Машу устремился внимательный и доброжелательный взгляд учителя.
– Да уж! А я так смогу?
– Даже не думай сомневаться. Обязательно сможешь, – ощутила она волну тепла под дружеским взглядом.
– Не забывай: во что поверишь, то и сбудется. Ты же знаешь: ритмом постоянных усилий преодолевается все. Кроме занятий в школе, которые мы с тобой продолжим, каждый день утром и вечером утверди время для наблюдения за умом. Все придет.
Возвращаясь из школы, она вновь и вновь слышала в сознании слова учителя: «Маша, тебя ждет важная миссия, готовься к ней». Как это непросто общаться с людьми, которые не только видят тебя насквозь сейчас, но и что-то знают о твоем будущем. Но такое общение не променяешь ни на что другое.
#школа #школа будущего #совершенствование #мышление #дисциплина