Что скрывает красивая упаковка, или пять некрасивых фактов о подарках
По материалам статьи психолога Тамары Печерер для журнала «Redlily. Цветы в жизни»
Новый год, Рождество, День влюбленных, День защитника Отечества, Международный женский день… Без подарков никак! А значит, придется выяснить (но скорее всего — угадать) потребности тех, кого нужно поздравить, и, приняв во внимание повод, найти «то, не знаю что» с учетом возрастных и статусных особенностей каждого. Затем эффектно упаковать, правильно преподнести и — вуаля: грамотно подобранный презент, как говорят, стимулирует симпатию и помогает расположить к себе человека. Но что мы испытываем на самом деле, вручая и принимая нарядные свертки, коробки с бантами и букеты цветов? Руководитель психологической мастерской «Зебра» Тамара Печерер дала неожиданные ответы на этот вопрос.
1. Стремление к власти, а также желание изумить и обмануть с давних времен служили одними из главных мотивов дарения. Об этом свидетельствуют мифы и история разных народов — достаточно вспомнить троянского коня! Практически всюду, где речь идет о дарах, — будь то сказки или древние были, — проявившим небывалую «щедрость» героем двигали хитрость, расчет и мечты о господстве.
2. Приобщенность к трендам. Инструмент развития социальных связей между людьми — так можно охарактеризовать современную традицию обмена подарками. Данный экономический процесс обслуживает целая индустрия. Маркетологи рапортуют: в 2022-м мы завалим друг друга одеждой, девайсами и сувенирами броских цветочных оттенков, таких как «георгин», «желтый нарцисс» и «пуансиана» (или попросту красный). Мода и здесь диктует свои законы!
3. Потребность в восхищении. «Причем тут мужской нарциссизм, если речь о букете для дамы, — возразят некоторые. — Цветы — комплимент, способ порадовать девушку и возможность продемонстрировать, что тебя — претендента на ее сердце — хорошо воспитали». Но даже за этим красивым поступком чаще всего стоит ряд личных выгод. Как минимум — увидеть свое отражение в восхищенных женских глазах: «Ты такой классный!». Ну а раз так — почему не продолжить знакомство? Принятие, одобрение и перспектива развития отношений — взамен на букет.
4. Страх одиночества. Хоть это и не всегда очевидно — к примеру, когда люди вручают подарки своим друзьям. Замечали, с каким нетерпением многие ожидают, чтобы их подарок скорее распаковали? Зачем? Чтобы увидеть, что друг доволен, и таким образом укрепить с ним душевную связь. Никто не хочет оставаться наедине с жизненными невзгодами, а преданный друг не оставит в беде и выслушает в трудный час. В этом нет ничего плохого: просто «работа на опережение».
5. Ожидание. За каждым, даже самым невинным презентом всегда стоит какое-нибудь, пусть крошечное, но ожидание «обратной связи». Вручая подарок, мы получаем в ответ нечто ценное: сияющий взгляд, искреннюю улыбку… и удовольствие от того, что другой человек стал чуть счастливее благодаря нам!
Все мы стремимся стать лучше, и бывает, действительно дарим подарок искренне, от души, с детской радостью, на мгновение забывая о себе. Но достаточно поймать тень недовольства на лице человека, которому предназначен этот подарок, — и нас охватывает сомнение, тревога, страх: а вдруг не понравилось? Вдруг теперь меня не будут любить так сильно, как мне того хочется? Как бы то ни было, дарить и делать подарки не только приятно, но и очень полезно, ведь это шанс «вырастить» и развить ту свою «хорошую» часть, которая может любить другого, не ожидая ничего взамен. Пусть в этом процессе вам поможет осознанность — присутствие «здесь и сейчас», умение чувствовать и глубоко понимать каждое прожитое мгновение.
#подарки #цветы #праздники #психология