Цель и задачи исследования. Основной целью работы является анализ факторов, определяющих роль диагностики региональной профориентации молодежи как одного из средств совершенствования социального управления высшей школой, подготовка предложений по ее использованию в планировании и прогнозировании результатов управленческой деятельности в сфере современного гуманитарного образования.
Для реализации поставленной цели в диссертационной работе решаются следующие задачи:
16 См.: Беспалько В.П. Элементы теории управления процессом обучения. М., 1970; Высшее образование в России. Очерк истории до 1917г. /Ред.В.Г. Кинелев: НИИ ВО. - М., 1995; Ежов С.А. Социализация молодежи: Проблемы управления.//Молодежь в условиях социально-экономических реформ. /Науч.ред.В.Т. Лисовский. СПб., 1995; Грицюк Э.И. Актуальные проблемы развития высшей школы в современных условиях (управление и перспективное планирование). - Киев: Вища школа, 1981; Демократизация управления вузами в процессе перестройки высшего образования. - М.: ИСИ АН СССР, 1987; Иванов А.Е. Высшая школа России конца XIX-нач. ХХвв.-М., 1991; Кинелев В.Г. Государственная политика развития высшего образования //Высшее образование в России.-М, 1993; Кинелев В.Г. Объективная необходимость. История, проблемы и перспективы реформирования высшего образования России. - М.: Республика, 1995; Планирование и управление подготовкой кадров в вузе. — Иркутск, 1977; Пономаренко Б.Т. Реформирование профессиональной школы: история, опыт, проблемы (19980-1994). - М., 1994;; и др.
17 См.: Конституция Российской Федерации. — М. Юридическая литература, 1993; Указ Президента «О первоочередных мерах по развитию образования в РСФСР». Ведомости съезда народных депутатов РСФСР и Верховного Совета РСФСР.- М., 1991, № 31; Закон Российской Федерации «Об образовании». Собрание законодательства Российской Федерации. М., 1994, № 4606-1; О внесении изменений и дополнений в Закон Российской Федерации «Об образовании». Закон Российской Федерации.// Российская газета. 1995г., 15 февраля; Состояние образования в Российской Федерации (статистический материал). — М., 1993; Развитие образования в России. Федеральная программа. — М., 1993; Высшая школа в 1994 году. Ежегодный доклад о развитии высшего образования. - М.: НИИ ВО, 1995; и др.
10
-анализ основных методологических проблем, раскрывающих содержание и важнейшие функции современного социального управления отечественной высшей школой;
-изучение концептуальных основ управления высшим образованием в условиях происходящих в стране социально-экономических преобразований;
-рассмотрение социальных аспектов применения информационно-образовательных технологий и определение на этой основе наиболее перспективных направлений развития организации деятельности вузов;
-определение роли конкретно-социологического анализа профориентации молодежи в решении задач организации управления современным гуманитарным образованием;
-исследование структуры и основных показателей профессионального самоопределения молодежи в условиях Северо-Кавказского региона;
-исследование роли диагностики профориентации и прогнозов занятости населения в инвестиционном управлении образованием.
Объект и предмет исследования. Объектом исследования является социальное управление отечественной высшей школой в период современных социально-экономических реформ, а предметом - основные проблемы, сформулированные в названиях глав и параграфов диссертации.