Найти тему

На смену «Американской мечте» XX века приходит «Глобальная мечта» XXI века

В последний год с приоткрытием границ вновь наши люди стали искать где лучше и где глубже. На ЮТьюбе множатся ролики молодёжи, отчаявшейся получить американские визы («как говорится, увидеть «Париж» и умереть!) которые выстраивают и реализовывают сценарии перехода границы США через Мексику. И тут же – им в ответ голос российского иммигранта-блоггера из Калифорнии, предостерегающий от подобных импровизаций, что бы они ни ставили своей целью! Российское межсезонье и зима – довольно унылые времена года, когда людские проблемы и неустроенность начинают выдвигаться на первый план. Как следствие, именно с приходом осени призывы «валить» вновь и вновь находят отклик в наших сердцах, хотя разум зачастую бывает против. Попасть в американскую тюрьму за попытку нелегального пересечения границы – это уж точно «так себе» подвиг. Зная о мрачности сих заведений не только по голливудским фильмам, могу сказать точно: по мне, ежели душа жаждет подвига – так лучше на Эльбрус или Северный полюс!

Людей повсеместно, во всём мире, стало тянуть к переездам ещё до пандемии, хотя с президентством Трампа это вряд ли напрямую связано. Пандемийные локдауны, ношение масок и прочие обрыдшие всем отграничения лишь укрепили этот «зуд» в людях. Основной причиной, как мне видится, в этих процессах послужили геополитические конфликты – с одной стороны, и разрушение господствовавшей ранее глобальной экономической модели, которая давала возможность большинству из нас чувствовать себя в безопасности, – модели, в которой каждому из нас, при условии что он выполняет некий изначально предначертанный алгоритм – учёба, получение профессии, семья, ипотека, лояльность работодателю – обеспечивались довольно солидный гарантии, которых большинству из нас было достаточно для того, чтобы не искать себе сложности в жизни. Мы прекрасно видим, и это касается не только России, но и большинства прежде вполне благополучных стран, включая США, что ощущение зыбкости почвы под ногами с каждым годом лишь усиливается . Европейские жители тоже не сидели сложа руки и, и, не питая особых иллюзий плане возможности хорошо устроиться за океаном, искали свою судьбу где-то на стороне, в частности, странах Юго-Восточной Азии. При этом, особой популярностью у многих представителей моей профессии пользовалась одна из самых маленьких стран региона – Сингапур. Однако очарование «новейшим светом» у многих паломников постепенно сменилось апатией, и подавляющее большинство из них – за исключением, может быть, лишь очень состоятельных инвесторов типа Марка Фабера, Джима Роджерса, или Марка Мобиуса, вернулись обратно в Европу, ибо вести привычный уклад жизни, в отличие от тех возможностей, которые предоставляли им Россия и некоторые страны СНГ в начале нулевых, они в этих местах не смогли.

Чтобы не томить читателя пространными рассуждениями о нашем месте в мире и критикой ненавистной мне поговорки «где родился – там и пригодился», скажу лишь о двух странах, жизнь в которых мне ясна и понятна – России и США. Мой вердикт таков, что в нынешних условиях оба варианта не могут рассматриваться как конечная точка и самодостаточная цель. Ни к одному из них нет нужды так уж сильно стремиться, чтобы возводить это в ранг смысла жизни или даже тратить на них значительные энергию и время. Как мы знаем, хотя многие стараются этот вопрос лишний раз не педалировать, Россия, которая привлекала многих (в том числе и вашего покорного слугу) своими неограниченными возможностями и огромными потенциалами, вот уже более шести лет топчется на месте, некритично, но вяло деградирует, подкупая время от времени в резервы доллары, растрачивая свой потрясающий исторический капитал начала и середины нулевых, и при этом тратя всю свою общественно-созидательную энергию на выяснение отношений с «коллективным Западом» и одновременно при этом становясь глубоко автократичной державой без преемственности и каких-то конкретных планов собственного развития. 

США в, в свою очередь, перестали быть эталоном миропорядка и жизненных ценностей для окружающего мира, а явные неудачи во внешней политике (до которых большинству из нас, живущих по ту или другую сторону океана, до поры до времени не было никакого дела – но не теперь, когда дело дошло до закрытия консульств!) постепенно начали всё больше затрагивать обыденную жизнь американцев, где вялотекущие общественное противостояние уже затрагивает практически каждого. Кто сей факт отрицает или скрывает – тот попросту пытается выдавать желаемое («как в старые добрые!») за действительное. Америка была без преувеличения сияющим градом на холме в те годы, когда весь мир старался тянуться к её идеалу, но, теперь, оказавшись замкнутой на саму себя, Америка стала испытывать стресс: противопоставление себя внешнему миру – это нехарактерная для неё среда существования. Классическая американская мечта – получение качественного образования, стабильной работы, покупка большого семейного дома и воспитание детей в ощущении полного морального комфорта и при защите общества – всё это, по большому счёту, для подавляющего большинства осталось в прошлом. Пандемия вскрыла новые неприятности: помимо резкого снижения вакансий на рынке труда «с полными бенефитами», включая медстраховку с полным покрытием (не забываем, что в США нет бесплатной медицины) и популярными пенсионными планами вроде 401-К, люди сами «перехотели» за стандартную минимальную зарплату ходить на работу, «трубя от звонка до звонка» и подвергая своё здоровье опасности. Но главный минус очной (слово «очный» здесь ключевое) жизни в Америке, как многие слышали или знают, – это коммодитизация всего окружающего, включая личные отношения, отношения мужчины и женщины, и постоянное незримое присутствие буквы закона в каждом движении и вздохе человека. Человек постоянно оценивает свои поступки с точки зрения возможных последствий – от невинных штрафов за неправильную парковку до неожиданных повесток в суд от недовольных соседей. Когда человек развивается, растёт и благоденствует – это воспринимается как небольшая вынужденная жертва, но когда он топчется на месте, некоторые (не все!) могут впасть в уныние. В этом смысле снижение интеллектуального тонуса жизни в США по сравнению с жизнью в России и Европе (кличка «профессор» многих наших бывших соотечественников иногда расстраивает не меньше, чем непоколебимая уверенность многих обывателей в том, что все русские постоянно пьют водку) – меньшее из неприятностей, с которой, всё же людям, для которых эта часть жизни важна (не говорю, что для всех, но для многих – впоследствии выясняется, что очень важна) – тоже надо считаться!

Итого, в сухом остатке выходит так, что наша жизнь по обе стороны океана в последние годы изменилась настолько, что попытка решить неудовлетворённость окружающим миром «одним махом», дав себе новый импульс путём простого перемещения в пространстве (в каком направлении мы не решили бы двигаться) – в большинстве случаев обречена на провал. Перемещение в пространстве – как и покупка недвижимости, обрастание известными «якорями» в виде получения вида на жительство в другой стране, разнообразными новым паспортами, подтверждениями дипломов, реаттестациями и переаттестациями – увы, в отличие от дней минулых, в наши дни в большинстве случаев не может считаться способом гарантированно улучшить качество жизни. Для тех из нас, чья работа связана с коммуникациями, компьютерными технологиями, инновациями и наукой – самым эффективным решением будет затратить усилия на изучение языка, повышение собственной квалификации, налаживание глобальных связей и продвижения собственного бизнеса, а не трата времени и денег на изменение места обитания, если только оно изначально не подразумевает изменения сути той работы, которую мы выполняем. В России в большинстве регионов довольно плохой климат и низкое качество многих (не всех!) услуг, но в США – с другой стороны, высокая стоимость жизни и более высокие повседневные и жилищные затраты, а также расходы на ту же коммуникацию, что нельзя одним махом скидывать со счетов, если ваша работа на них «заточена». Многие могут посчитать, что, дескать, это всё выдумки, и что высокий уровень жизни в Америке заставляет забыть о таких мелочах, как стоимость и качество коммуникации и электроэнергии. Спросите любого местного жителя, так ли уж ему безразличны суммы счетов за электроэнергию и интернет, и насколько критично для него было бы уменьшить эти тарифы до, скажем, российских? Потом напишите здесь в комментариях, что он вам на это ответит. При этом, говорить, что для жителей России качество и относительная дешевизна средств связи является основной причиной, чтобы жить и вести дела именно здесь – конечно же, будет в той же мере преувеличением, если не использовать этот рычаг для мультипликации своего дела или бизнеса. Это будет наивной глупостью.

Теперь остановимся на одном из наиболее сложных вопросов – покупка недвижимости. В российских условиях её цены в долларовом выражении в последние годы неуклонно падали, и при этом сдача в аренду не окупала домовладельцу его ипотеку. Поскольку в ближайшие годы ничто не предвещает улучшения этой ситуации, вывод здесь может быть только один: владеть недвижимостью в России не выгодно, и вкладываться в неё – тоже не выгодно. Говорить об этом особенно обидно, поскольку лет 10 тому назад все аналитики наперебой трубили о том, что нет ничего лучшего в жизни каждого из нас, чем вложиться в то, что никогда не «лопнет», что всем нужно и что составляет основу стабильности в жизни каждого. Увы, но с тех пор парадигма нашего бытия изменилась с точностью до наоборот. 

Но что же происходит с недвижимостью в США? После ипотечного кризиса 2008 г., уже спустя пару лет цены на дома в Америке с новой силой возобновили рост, и те, кто ещё тогда почувствовал, что правила игры остаются прежними и поторопился с покупкой – сегодня могут небезосновательно считать себя счастливчиками. Но это только на первый взгляд. Обычно при подсчёте прибылей из данной формулы мифическим образом исчезают различные выплаченные обременения в виде ужесточений в вопросе штрафов, налогов, различных сборов – и муниципальных, и градостроительных, и специфических, относящихся к использованию «вредной» электроэнергии, загрязнения сточных вод, не говоря уже о штрафах за термитов и якобы следы асбеста! Недвижимость в США – самый прямой и очевидный способ государства взимать с её владельцев различные сборы и штрафы: недвижимость трудно скрыть, к недвижимости легко придраться, недвижимость составляет основу жизни любой семьи, и поэтому домовладелец снимет с себя, фигурально выражаясь, последние трусы, чтобы заплатить любые штрафы, связанные с ней. В итоге, американская мечта 20-го века, образ которой не обходился без комфортного семейного дома, в новых реалиях имеет смысл лишь в увязке с находящейся рядом с ним стабильной и гарантированной высокооплачиваемой работы, которая «скрасит горечь растущих поборов». В прочих ситуациях – опять же! – как ни крути, а роскошь домовладельчества, даже с учётом кажущейся инвестиционной привлекательности растущих цен, не окупается. Более того, большой семейный дом – особенно, в отсутствии большой семьи с маленькими детьми – которым, разумеется нужно много пространства (хорошо было бы, чтобы об этом простом тезисе не забывали и в российских верхах, считающих нормой на семью из трёх человек не более 50 квадратов!), чтобы они не бегали по опасным улицам – это «идеальный пылесос» личного благосостояния. Как ни странно, но именно владельцы крупных домов, а не съёмных квартир, имеют самое высокое соотношение долга к собственным средствам к моменту их выхода на пенсию. 

Что же получается? Как говорится, там хорошо, где нас нет? Ответ, в целом, утвердительный, но это не повод для отчаяния. Как уже было упомянуто выше, лучшие инвестиции – в собственные знания, эрудицию, навыки, максимальную самодостаточность, в улучшение личных коммуникаций в современном, пока всё ещё глобализированном, мире, и, наконец, в собственную мобильность. Последний тезис – особенно интересен и многообещающ. Наиболее привлекательными с точки зрения личных инвестиций в современном мире становятся не география проживания, не владение теми или иными средствами или активами, а личная мобильность, которая из-за вышеупомянутых навязанных нам извне статических обременений, а также пандемии, в ближайшие годы будет становиться для большинства всё большей роскошью. Те из нас, кто смогут в ближайшие годы создать свой мобильный офис, свой мобильный бизнес, свою мобильную среду существования – только они смогут претендовать на лучшие возможности дальнейшего роста и самосовершенствования. Только те из нас, кто сможет быстро менять свою геолокацию без ущерба для своих функций и выполняемых им или ею работы, сможет конкурировать не на региональном, а на глобальном уровне, что в условиях многополярного мира, как бы риторически ни звучало это определение, становится нашим важнейшим и главнейшим активом, нашей новой «глобальной мечтой».