Давно не возникало столь противоречивых чувств после прочтения книги.
Мне полюбились её по-осеннему меланхоличное настроение, искусный стиль автора и нотка какого-то мистицизма. Мелодраматичный сюжет силен своей обыденностью. Героев занимают приземлённые желания и страхи, а единственный источник проблем - его величество случай.
Однако я не смог проникнуться характерами тех персонажей, которых Харди пытается выставить перед читателем в наилучшем свете. И это не промашка писателя, а скорее моя личная позиция. Но обо всем по порядку.
Уроженец Эгдона Клайм Ибрайт возвращается в родные края после нескольких лет, проведённых в Париже. Там он занимался ювелирным делом, но вскоре поняв, что городская жизнь и мирские удовольствия его не привлекают, вознамерился стать сельским учителем, чтобы нести просвещение в крестьянские семьи.
Мать Ибрайта, очень ревностно относящаяся к сыну и пекущаяся о его благополучии, не приветствует устремлений отпрыска. Ситуация усугубляется, когда Ибрайт знакомится с девушкой Юстасией Вэй, которую местные называют колдуньей. Последняя получила такое прозвище благодаря экзотической для округи “южной” внешности и своенравию, которое проистекало от склонности Юстасии к авантюризму.
Мисс Вэй очень начитанна и хорошо образована. Прихотью судьбы она оказалась в той сельской глуши, что служила Ибрайту домом. Между молодыми людьми вспыхивают чувства, что могли так и остаться некой мимолётной страстью, если бы их не подпитывали ошибочные ожидания влюблённых друг от друга. Ибрайт мечтает открыть школу и видит в Юстасии идеальную спутницу для воплощения этого замысла. Вэй, напротив, не хочет оставаться в Эгдоне, тешась мыслью, что Ибрайт увезёт её в Париж. Противоположные взгляды на жизнь сглаживаются упоением от чувства, охватившего обоих. Ясно, что последующий за этим брак не может быть счастливым.
Беда, как известно, не приходит одна, и разочарование в супружестве, не единственное, что осложняет жизнь Ибрайта и Юстасии. Череда случайностей, неверно истолкованных фраз и недомолвок приводит сперва к конфликту Юстасии с матерью Ибрайта, а затем и к настоящей трагедии, жертвой которой оказывается не только супруга Ибрайта, но и её бывший ухажёр, связанный узами брака с кузиной Клайма.
Харди симпатизирует Клайму и его двоюродной сестре Томазин. Его жалость к Юстасии соседствует с упрёком в её адрес, в чем мне сложно согласиться с автором. Мисс Вэй изображается как жертва собственных ошибочных надежд, которые подтолкнули её к ряду необдуманных поступков. При этом Клайма вопреки его благим помыслам сложно представить как исключительно положительного персонажа. Он слаб, обидчив и эгоистичен. Последнее особенно отчётливо проявляется в неумении слушать других, а также в зацикленности исключительно на своих переживаниях и ощущениях.
Отдельного упоминания заслуживает Диггори Венн, охрянник, активно участвующий в основном сюжете. Автор изображает его как добродетельного и самоотверженного героя, готово прийти на помощь той, которую горячо любит. Но и с этим сложно согласиться. Скорее он человек, страдающий комплексом “спасателя”, склонный лезть в чужие дела. Причём неизвестно, как все бы сложилось, если б он помалкивал.
Образы персонажей рельефны, но вот акценты местами расставлены странно, равно как и неуместным выглядит закрывающий повествование “счастливый финал”. Если вынести исключительно мои личные придирки за скобки, то в сухом остатке будет достаточно интересный, хоть и неторопливый буколический роман, наполненный приятной осенней тоской.
Здесь как и в других романах Харди проскальзывает его склонность к визуализации. Автор предпочитает больше показывать, чем рассказывать. Ему характерно создание длинной экспозиции, фокусировка на описаниях природы и постоянные реверансы в сторону известных полотен или скульптур. Следуя заветам Рёскина, он пропускает через свои романы любовь к искусству, возводя прекрасное в абсолют. Поэтому рассказчику в его романах так склонна неспешность и созерцательность.
Лучшее, что есть в романе - это сельские зарисовки, через которые мы притрагиваемся не только к быту и нравам жителей Эгдона, но и соприкасаемся с мироощущением самого писателя, для которого сосуществование человека и природы, сплетение этих двух миров - не данность, а величайшая тайна, наполняющая смыслом нашу жизнь.