К юбилею В.А. Пьецуха
18 ноября 2021 года исполняется 75 лет со дня рождения выдающегося русского писателя Вячеслава Алексеевича Пьецуха (1946 – 2019).
В.А. Пьецух окончил Исторический факультет Московского государственного педагогического института. Работал учителем в средней школе, затем в редакциях журналов. Публиковаться начал в 1978 году.
В творчестве В.А. Пьецуха были две главные темы: осмысление российской истории и исследование характера русского человека. И та, и другая тема позволяли автору проявить свою главную сильную сторону – диалектическое мышление. Он видел достоинства и недостатки наших соотечественников и понимал, что наши достоинства являются продолжением наших недостатков, а наши недостатки – продолжением достоинств. И, в отличие от господ либералов, считал наших соотечественников, при всех их недостатках, Великим народом.
В задачу настоящей статьи не входит подробный анализ творчества В.А. Пьецуха. Я остановлюсь лишь на наиболее интересном для коммунистов произведении: маленьком, всего на четыре страницы, рассказе «Новый завод». Он был опубликован в 6 номере журнала «Новый мир» за 1987 год.
Современный российский обыватель гражданин Комнатов поссорися с женой и поехал на поезде куда глаза глядят. Утром, когда ему стало совсем тошно на душе, он сошел с поезда на станции Новый завод и оказался… в коммунистическом обществе.
Сразу за станционным зданием ему открылась большая площадь, вымощенная булыжником, который поблескивал от росы, точно площадь подвергли влажной уборке. Вообще, чисто и как-то порядочно кругом было необыкновенно. Но самым примечательным ему показалось то, что, несмотря на ранний час, площадь уже жила: по-лошадиному цокая подковами, прохаживались туда-сюда мужики, женщины улыбались всякому встречному-поперечному, кое-где чинно беседовали старушки, из-за окон доносился бодрый утренний кашель. Главным образом Комнатов подивился тому, что увиденное им по эту сторону станционного здания нисколько не походило на виденное по ту, точно он нечаянно прошел в волшебную дверь и вдруг очутился в каком-то чудесном мире. Этот мир сразу пришелся ему по душе, тоска улетучилась, и напало волнующее ожидание неожиданностей
Действительно: не успел он вступить на площадь, как один мужик угостил его сигаретой, другой выпросил спичечный коробок, двое позвали попить кваску, а кто-то даже предложил ботинками поменяться
Тут его остановили трое мальчишек. Один взял его за рукав и сказал:
— Ты, товарищ, к кому приехал?
Комнатов ответил, что он здесь случайно. Потом он ответил на вопрос другого мальчишки, конопатенького, из какого он города, потом на вопрос, кем он работает, потом на вопрос, не знаменитость ли он, и, наконец, вынужден был дать честное партийное слово, что не имеет привычки врать. В заключение конопатый сказал:
— Ну, раз такое дело, то давай мы тебе покажем наши достопримечательности…
Комнатов пожал плечами и согласился.
Фрагмент картины Ф. Решетникова «Мальчишки», 1971
И началось путешествие.
Вначале мальчики показали традиционные для районного центра достопримечательности: могилу действительного статского советника Чехмодурова, часовню, где, по слухам, водятся привидения, памятник женщине, которая бросилась под поезд от несчастной любви. Но затем начались чудеса.
– Ребята, а почему вы, собственно, не в школе? – вдруг спохватился Комнатов
– А мы не учимся, – сказал первый
– Ну, это вы заливаете, – сказал Комнатов
– Не, мы правда не учимся, – подтвердил конопатенький. – Не хотим и не учимся, это у нас свободно. Конечно, кто хочет, тот учится, но мы – не хотим
– Комнатов, прямо сказать, опешил
– Ну и чем же вы тогда занимаетесь? – после короткой паузы спросил он
– А кто чем, – ответил первый мальчишка. – Я, например, книжки читаю, это прямо ужас, до чего я их обожаю! Сейчас я заканчиваю «Введение в латинскую эпитафику»
– А я книжки не обожаю, – сказал конопатенький. – Больно в них много врут. Я обожаю всякое мастерство. Мы с отцом знаете какие сручные?! Что хочешь построим…
– И кем твой отец работает? – перебил его Комнатов
– Он никем не работает, он просто работает – такая, понимаете, специальность. Сейчас, например, он строит водородный реактор для нашей электростанции
– Отец у него точно мастеровой, – подтвердил первый мальчик. – Он, почитай, за целый завод работает. Вот в прошлой пятилетке он построил водопровод – в Москве даже нет такого: водопровод, а без труб
– Интересно! – удивился Комнатов. – А как же вода течет?
– Она не течет, – ответил конопатенький, – она конденсируется. При этом коэффициент засоленности практически нулевой.
Мальчики, конечно, лукавят. Они учатся и учатся очень серьезно. Книга «Введение в латинскую эпитафику» (под которой явно подразумевается роман американского писателя Эдгара Ли Мастерса (1868 – 1950) «Антология Спун-Ривер») в 1987 году ещё не была переведена на русский язык. Мальчик читает её по-английски! Уровень образования мальчиков заставляет вспомнить знаменитую Алису Теплякову, в возрасте восьми (!!!) лет сдавшую экзамены за курс средней школы. Или другую Алису; ту, которая из фильма «Гостья из Будущего».
И.В. Шевандронова «На террасе», 1973
Иное дело, что мальчики в школу не ходят. Ибо дети в современной школе не столько учатся, сколько дурью мучаются. О чем наглядно свидетельствует пример упомянутой выше Алисы Тепляковой. Если девочка, пусть даже очень способная, может в восемь лет сдать экзамены за курс средней школы, то грош цена такой школе.
Показали мальчики и дом, где поселился вышедший в отставку бывший министр.
На вопрос Комнатова, с чего это бывший министр здесь поселился, первый мальчик сказал:
– Взял и поселился. Говорит, хочу напоследок пожить среди счастливых людей. Говорит, сроду не встречал столько счастливых людей, как в Новом Заводе
– Только уж больно он надоел, – добавил конопатенький, – по каждому случаю выступает: «Трудиться надо, товарищи, трудиться за совесть, а не за страх!» Конечно, над ним смеются. Ну, иногда перебьют: дескать, зачем трудиться-то, товарищ бывший министр? «Как зачем,- говорит, – чтобы создавать материальные блага…». Наши опять смеются
– Погоди, – сказал Комнатов, – но ведь и твой отец трудится, значит, и его поднимают на смех?
– Мой отец ради своего удовольствия трудится, чего тут смешного…
Комнатову стало не по себе. То есть ему и раньше было не по себе, но тут как-то уж очень стало не по себе.
Здесь высказана принципиальная мысль, которую, к сожалению, многие коммунисты не понимают. Понятие «труда» в коммунистическом обществе нет в принципе. Работают те, кому работа сама по себе доставляет удовольствие. Работа – это не труд, а нечто вроде хобби. И, наверное, работают далеко не все, что, вообще говоря, никого не волнует. Разве только бывшего министра, над которым смеются.
Когда работа похожа на хобби
Вообще говоря, коммунизм – это социально-экономическая система, в которой процесс производства осуществляется общественными организациями, в которых работает только тот, кто хочет, и только до тех пор, пока хочет. Как хорошо известно, нигде в мире за работу в общественных организациях денег не платят.
В 1986 году была принята новая Программа КПСС, в которой говорилось, что коммунизм предполагает добровольное участие всего населения в процессе производства. То, что понятия «добровольное» и «все население» являются взаимоисключающими, составителей Программы не смущало. По той простой причине, что они сами не верили в то, о чем писали. Эту Программу составляли бойкие ребята из ведомства академика Александра Николаевича Яковлева (1923 – 2004), которые видели идеи коммунизма в гробу и в белых тапочках.
Насколько я могу судить, в отечественной литературе (как художественной, так и обществоведческой) мысль о том, что коммунизм не предполагает участия всего населения в процессе общественного производства, была впервые высказана в «Новом заводе». Поэтому мы вправе считать его автора не только выдающимся писателем, но и крупным теоретиком-марксистом.
В 1950-1960-х годах советские писатели-фантасты часто описывали будущее коммунистическое общество. Вспомним, например, «Туманность Андромеды» Ивана Антоновича Ефремова (1907 – 1972). Однако с принятием концепции «развитого социализма» эта тема вышла из моды. Но вновь воскресла в 1980-х годах, хотя само слово «коммунизм» при этом не упоминалось. Но подразумевалось…
В середине 1980-х годов советские авторы создали два сверхвыдающихся произведения о коммунистическом будущем. Это кинофильм «Гостья из Будущего» (1985) и рассказ «Новый завод». В основе обоих произведений лежала одна и та же идея – показать Общество Будущего через его детей.
Кадр из фильма «Гостья из будущего», 1984 год
Фильм «Гостья из Будущего» приобрел огромную популярность, особенно у подростков и молодежи. Исполнительница главной роли в этом фильме московская школьница Наташа Гусева (род. 1972) стала одним из национальных символов Советского Союза. А рассказ Вячеслава Пьецуха прошел практически незамеченным. Хотя Алиса Селезнева и мальчики из Нового завода – это явно один и тот же персонаж, только разного пола.
Рассказ В.А. Пьецуха заканчивается тем, что гражданин Комнатов просыпается в поезде, остановившемся на станции, которая называется Новый завод. Путешествие в коммунизм оказалось сном, который ему приснился. Так же, как в свое время Вере Павловне.
Вячеслав Алексеевич Пьецух (1946 – 2019)
Рассказ «Новый завод» явно противостоял антикоммунизму, набиравшему силы во второй половине 1980-х годов. В.А. Пьецух решительно пошел против господствовавшего течения мысли. Но либеральные литературные критики придумали хитрый ход: они стали истолковывать рассказ… как сатиру на коммунистическую идеологию. Но никакой такой сатиры в «Новом Заводе», разумеется, нет. Всё в точности до наоборот. Рассказ В.А. Пьецуха стоит в одном ряду с описанными Николаем Гавриловичем Чернышевским (1828 – 1889) снами Веры Павловны, романом «Туманность Андромеды» и кинофильмом «Гостья из Будущего». За это коммунисты должны сказать его автору «Большое спасибо!».
С.В. Багоцкий