Созидая храм, созидаем душу – как в селе Ковалевском возродилась церковь

На фото: Священник Валентин Копырин, С.В. Баринова, В.А. Ющенко, А.А. Губерком, Т.И. Гришина, Р.М. Набокова, Е.Н. Кутепова, Л.А. Калюжная, С.В. Батурина.
На фото: Священник Валентин Копырин, С.В. Баринова, В.А. Ющенко, А.А. Губерком, Т.И. Гришина, Р.М. Набокова, Е.Н. Кутепова, Л.А. Калюжная, С.В. Батурина.

Тернистый путь был у православной общины села Ковалевского, Новокубанского района, Краснодарского края. Первый православный храм здесь был построен к 1920 году, но уже в 30-е годы он был закрыт и разрушен. В память о нем в парке села установлен поклонный крест.

Второй раз церковная жизнь здесь затеплилась в военный 1944 год, когда верующие организовали церковь в небольшой саманной хатке. Но действовала она недолго. В 1960 году и этот молитвенный дом усилиями советской власти был закрыт.

Новое возрождение православной общины села Ковалевского состоялось в 2001 году. Как это произошло, нам рассказали настоятель храма во имя Казанской иконы Божией Матери священник Валентин Копырин и прихожане: Светлана Владимировна Баринова, Татьяна Ивановна Гришина, Сергей Анатольевич Класс, Виталий Андреевич Ющенко, Раиса Михайловна Набокова.

Священник Валентин Копырин: «Все люди, которые к нам обращаются, приходят сюда не просто так из-за любопытства, а чтобы получить урок благочестия, найти помощь и поддержку».
Священник Валентин Копырин: «Все люди, которые к нам обращаются, приходят сюда не просто так из-за любопытства, а чтобы получить урок благочестия, найти помощь и поддержку».

Из заброшенного клуба да в божий дом

Храм во имя Казанской иконы Божией Матери села Ковалевского расположился в районе, который местные жители называют Покровкой. И у него неслучайно такое название. Ведь когда-то здесь был Свято-Покровский храм. Храм советская власть дважды закрывала, а народная молва память о нем все равно сохранила. И не только память.

Мы сидим в уютной трапезной Казанского храма. И вообще вся эта церковь по-домашнему уютная, устроенная любовью и трудами прихожан.

- Когда нам это здание бывшего клуба передало ЗАО им. Мичурина, оно было совершенно заброшенным, - вспоминают мои собеседники, – все окна выбиты, полов нет, полная разруха.

На первом собрании православной общины, которое состоялось 15 ноября 2001 года при участии священника Петра Мудрика из Новокубанска, решили собираться каждый понедельник и приводить в порядок наш будущий храм. Мы несколько машин мусора отсюда вывезли. Здесь было положено очень много сил, чтобы сделать храм таким красивым, какой он есть сейчас.

Работали каждый понедельник до позднего вечера. И мужчины, и женщины, и молодежь, и совсем пожилые бабушки. Очень многое для ремонта этого здания сделали первый председатель общины Николай Иванович Косуров и его сын Александр Николаевич. Николай Иванович Косуров уже умер, и мы всегда посещаем его могилу на Пасху, христосуемся с ним.

Наталья Григорьевна Калюжная (уже покойная, ей было 93 года) все тут делала: шила, готовила, пекла просфоры, пела в хоре. В то время, когда еще запрещали храмы, верующие люди собирались тайком в ее доме и вместе молились. Такое у людей было стремление к Богу, несмотря на запреты и гонения.

Когда только образовывался храм, и мужчины занимались тяжелой работой, у нас была такая прихожанка Любовь Александровна Вишневская. Она оформляла всю документацию, ездила, хлопотала. Сейчас она монахиня Агапия.

Так каждый член церковной общины, каждый прихожанин внес свой вклад в возрождение храма.

А как начались здесь богослужения, люди потянулись сюда за словом божьим, за помощью и советом. Стали приходить семьями, приводить детей. Открылась воскресная школа. Церковь стала духовным центром притяжения жителей села Ковалевского.

Тернистый путь был у православной общины села Ковалевского, Новокубанского района, Краснодарского края.-3

«Мне обещали, что скоро все храмы будут закрыты»

Новый этап возрождения Казанского храма в селе Ковалевском начался в 2007 году, когда его настоятелем был назначен священник с большим жизненным опытом Валентин Копырин.

- Вы знаете, когда в 1980 году я собирался поступать в Одесскую духовную семинарию, - вспоминает отец Валентин, - в Лабинске меня вызвали на собеседование к уполномоченному по делам религии. Так он «утешал» меня тем, что в 90-е годы будут закрываться все храмы. И говорит мне:

- Зачем вам идти в священники? Вы такой деловой человек, мне такие комсорги нужны. Советую вам получить светское образование Будете получать зарплату, заочно учиться. Я позабочусь о том, чтобы вам помогли.

Так он меня отговаривал от пути священника. Но я его попросил, чтобы он мне не мешал, так как хочу получить духовное образование.

Я из верующей семьи. Моим крестным отцом был известный священник г. Лабинска отец Андрей Матвеев. Меня наставляли и воспитывали монахини высокой духовной жизни инокини Людмила и Матрона. Я был еще молод, но они дали мне правильный курс.

Потом я попал в гости к архимандриту Герману Чеснокову в Троице-Сергиевой Лавре. Он меня на время поселил в монастыре. Именно там я утвердился в решении стать священником.

В Одесскую духовную семинарию я поступил в 1980 г. Был огромный конкурс – пять человек на место. Всех кандидатов в студенты там проверяли другие уполномоченные по делам религии. Было собеседование. Зовут меня:

- Заходи Валентин Афанасиевич. Я хочу посмотреть, ты пришел сюда ради вкуса или ради Иисуса? Хорошо, учись, получай образование, я все понимаю.

Этот уполномоченный очень мудрым человеком оказался. Дал мне добро на поступление.

Когда я отучился в семинарии, меня рукоположили в священники в Краснодаре в 1984 году.

Верующие жители села Ковалевского сделали храм из заброшенного клуба.
Верующие жители села Ковалевского сделали храм из заброшенного клуба.

Первый мой приход после рукоположения был в ст. Бесскорбной – Свято-Скорбященский храм. Я там прослужил два года. Мы тогда начали облагораживать святой источник, который находится возле старого храма на обрывистом берегу Урупа.

Отремонтировал церковный дом, сделал там удобства: отопление, баню построил, русскую печь сделал.

Потом у меня были послушания во многих других храмах Кубани: пять лет служил в Свято-Троицком соборе Армавира, открывал храм в селе Успенском, потом в станице Ново-Покровской, открывал старинный храм в Ново-Ивановской. В ст. Чамлыкской организовал восстановление Свято-Покровского храма. Перед с.Ковалевском я служил в станицах Убеженской и Николаевской Успенского района.

Меня митрополит Екатеринодарский и Кубанский Исидор всегда посылал как первопроходца в те храмы, которые только открывались, чтобы налаживать там церковную жизнь.

Так промыслительно получилось, что меня рукополагали во священники на праздник Казанской иконы Божией Матери, и сейчас я служу в Казанском храме. Божия Матерь ведет меня по жизни. И в том числе этим Казанский храм в с. Ковалевском мне так близок духовно.

У меня и дети священники. Протоиерей Александр - настоятель храма во имя иконы Божией Матери «Всех скорбящих Радость» в г. Сочи. Зять - отец Александр Класс служит вместе с ним. Еще сын – иерей Виктор - настоятель храма Благовещения Пресвятой Богородицы в г. Саратове.

Получается, что я и мои сыновья служат в храмах, посвященных Божией Матери. Я очень благодарен Богу за все Его милости и благодеяния.

На колокольне храма сейчас восемь колоколов. Их приобретали постепенно. Нашлись благодетели, которые жертвовали средства на колокола. Один колокол  семейный. Приобрели его для храма прихожане из Армавира Павел и Ирина.
На колокольне храма сейчас восемь колоколов. Их приобретали постепенно. Нашлись благодетели, которые жертвовали средства на колокола. Один колокол семейный. Приобрели его для храма прихожане из Армавира Павел и Ирина.

Созидаем сообща

С приходом в Казанский храм нового настоятеля была продолжена работа по ремонту и благоустройству храма, обустройству церковной жизни.

- Меня встретил здесь дружный церковный совет, - продолжает свой рассказ священник Валентин Копырин. - Очень трудолюбивые и добрые люди. Вместе с общиной мы многое сделали для благоукрашения храма. Поменяли все окна на пластиковые. До этого много денег уходило на отопление.

Провели большой ремонт всех помещений. Кровля протекала, половину ее сорвало во время урагана. Укрепили заново крышу, сделали ее усиленную.

Так как здание было затоплено во время наводнения 2002 года, вода поднялась до окон, пришлось всю штукатурку нижней части здания вырубать топором и заново штукатурить. Все это сделано руками прихожан.

Трапезную оборудовали. В этой комнате собираются на трапезу все прихожане, здесь мы поминаем усопших, проводим праздники.

Большая икона на потолке трапезной изображает Божью Матерь с апостолами. Это подарок наших московских благодетелей.

Сделали забор вокруг храма, двое ворот и калитку. Были готовые кирпичные столбики. А мы сварили и установили железную ограду. До этого храм был раскрыт, здесь и гуси гуляли.

Обустроили крытое крыльцо. Благоустроили территорию. Посадили цветы. В 2018 году уложили плитку при входе в храм. Уложили плитку в самом храме

Большая работа была проделана по установке куполов. Всего у нас сделано 4 купола. Вначале поставили небольшие купола, а в 2015-м установили центральный купол.

Потом приступили к изготовлению колокольни. Там у нас сейчас восемь колоколов. Мы их приобретали постепенно. Нашлись благодетели, которые жертвовали средства на колокола. Один колокол у нас семейный. Приобрели его для храма прихожане из Армавира Павел и Ирина.

Первый наш благодетель – руководитель ЗАО им. Мичурина Сергей Семенович Подгородецкий. Он всегда старается помочь храму, принимает активное участие во всех делах. Жертвовал средства на окна, колокола, купола, другие дорогостоящие работы.

Также нам помогает руководитель предприятия «Комета» Малых Анатолий Геннадиевич. Он нам тоже всегда оказывает посильную помощь.

Хочу отметить наших прихожан. Они не оставляют храм сиротствующим. Трудятся, помогают.

Певчие храма.
Певчие храма.

Это регент Светлана Владимировна Баринова создала церковный хор и руководит им. Наши ведущие певчие: Андрей Адамович Губерком, Татьяна Ивановна Гришина.

Сергей Анатольевич Класс ведет занятия в воскресной школе для детей. Детям интересно изучать на занятиях закон божий, знать Евангельскую, Библейскую историю, толкование священного писания, чтобы не просто читать, но понимать содержание и происходящие там события.

Андрей Адамович Губерком помог нам сконструировать центральный купола для храма. Первоначально, когда мы хотели его поставить, был проект, который предусматривал разборку кровли, установку в храме четырех колонн, заливку бетоном основания купола и т.д. Все эти работы обошлись бы нам более чем в два миллиона рублей – неподъемные для храма деньги.

Центральный купол храма был сделан по проекту прихожан.
Центральный купол храма был сделан по проекту прихожан.

Тогда мы провели собрание прихода, решили посоветоваться, что делать. Андрей Губерком и Сергей Класс предложили интересный, надежный и не дорогой вариант конструкции для установки центрального купола.

Мы осуществили эту задумку, и все получилось дешевле и крепче. Наш купол и кровля после того выдержали все ураганы.

На центральном куполе мы изобразили икону Нерукотворного Спаса. Благодаря куполу храм стал виден издалека. Напоминает нам о славе Божией.

Пономарь у нас Виталий Андреевич Ющенко трудится в храме много лет. Вместе с супругой Ларисой он принимает участие в восстановлении храма. Помогает мне при богослужении, воспитывает алтарников.

Он, как преподаватель в школе-интернате, имеет большой педагогический стаж, умеет заниматься воспитанием и образованием детей.

Казанский храм в селе Ковалевском.
Казанский храм в селе Ковалевском.

На попечении храма находятся два казачьих класса школы № 15 с. Ковалевского. Они приходят к нам на большие праздники. Замечательные казачата, очень послушные, воспитанные. Я провожу с ними беседы на важные для жизни и спасения темы.

Для священника важная задача – привести человека к спасению своей души. Должен быть процесс воцерковления человека.

Все люди, которые к нам обращаются, приходят сюда не просто так из-за любопытства, а чтобы получить урок благочестия, найти помощь и поддержку.

На фото: Священник Валентин Копырин, С.В. Баринова, В.А. Ющенко, А.А. Губерком, Т.И. Гришина, Р.М. Набокова, Е.Н. Кутепова, Л.А. Калюжная, С.В. Батурина.
На фото: Священник Валентин Копырин, С.В. Баринова, В.А. Ющенко, А.А. Губерком, Т.И. Гришина, Р.М. Набокова, Е.Н. Кутепова, Л.А. Калюжная, С.В. Батурина.

В последнее время я с тревогой стал замечать, что люди стали приходить в храм не с думой о спасении души, а с материальными просьбами: «Помоги мне продать дом, квартиру поменять, машину купить». О душе мало кто думает. Это беда. Ведь главное для человека это спасение души, а не материальные блага.

Сергей Шептун

Интересную историю об одной из икон Казанского храма села Ковалевского читайте здесь.

Историю храма в селе Ковалевском читайте здесь.