Когда я в очередной раз услышал ещё от одного собственника подрастающего бизнеса сакраментальное «Что делать?» и последовавшие за этим эпитеты в адрес собственной команды, суть которых, после предварительной литературной обработки, сводилась к полной невменяемости и неадекватности наемного персонала, то уже не заблуждался относительно общего «диагноза по больнице»: человек пришел-таки к выводу, что он уже не в состоянии самостоятельно контролировать все процессы и всех своих сотрудников, к чему он так привык и чем дорожил больше самого святого – возвратного НДС – и что пришло время Х. Но «бестолочи» пока об этом не догадывались: они только чувствовали по вторичным признакам – хмурое изо дня в день настроение босса, скрежет его зубов при подписании очередной премиальной ведомости, частая смена личных внедорожников с одновременной стогнацией кадров в секретариате – «подгнило что-то в Датском королевстве», несмотря на очевидный рост бизнеса и расширение зоны влияния на локальном рынке.
Одни злые языки связывали это с проблемами в личной жизни, другие – менее злые – с тайным намерением «кинуть» кредиторов, третьи – злые только потому, что добрых в бизнесе просто не бывает – кивали на подросшую за последние полгода дебиторку. Наивные, они всё сами видели, но определить не могли, чтов действительности происходило – неотвратимо, из месяца в месяц, от отчета к отчету: их «контора» трещала по швам; и не потому, что «подгнила», а как раз наоборот – оттого что выросла из младенческих памперсов.
- Я ничего не успеваю, Дмитрий, а все как назло стали вместо отчетов слать такую ахинею, что хоть увольняй каждого второго за пофигизм. Реально! Матрица Эйзенхауэра – чушь. Весь тайм-менеджмент – сплошное надувательство, лишь бы бабки за курсы выкачать!
Я согласно кивал и ждал момента Y, когда объект будет морально готов услышать о наступлении времени Х, и радостные тому последствия: реструктуризация бизнеса.
И менее радостные – противостояние персонала.
А совсем уже печальные – делегирование полномочий.
Но всё вместе, в общем-то, не так уж и трагично, поскольку приводит однозначно к оптимизации функционала, что, в свою очередь, влечет за собой более экономичное распределение ресурсов – людских, финансовых, совершенно недвижимых и самых мобильных – которые имелись в распоряжении «конторы».
Впрочем, всегда есть выбор, и многие его берут за основу: оставить всё как есть и не заморачиваться ростом бизнеса, своей миссией перед народом (создание новых рабочих мест – а как же!) и надуманными амбициями, при этом:
- искать регулярно новых сотрудников взамен увольняющихся «подготовленных кадров», полагая, что те «зажрались, неблагодарные», хотя они просто выросли из прежних профессиональных штанов, а новые однозначно тут не светят;
- разрываться сразу по всем фронтам управленческого функционала, при этом не факт, что качественно – как с профессиональной точки зрения, так и с позиции ожиданий партнеров и контрагентов: невозможно одновременно быть классным рекламистом и продвинутым маркетологом, ибо это тоже самое, как если бы проктолог взялся полечить вам слуховое отверстие;
- пенять на нехватку времени вместо того, чтобы самому влиять на него: растягивать, сужать, перемещать в территориальном пространстве – только ради этой власти над секундами и неделями стоит научиться оправданно «спихивать» дела на доверенных подчиненных;
- отказаться от идеи обзавестись этими довереннымиподчиненными только потому, что при отсутствии позитивного мышления никто никому доверять не может, в жизни этот постулат принят по умолчанию.Какое может быть позитивное мышление, если перечисленные выше рутинные дела не выводят вас из стресса, который приобретает форму хронического?
Пообщавшись вдоволь с собственниками своего дела, кто нанимал меня на работу с единственной целью – изменить бизнес клучшему, я в итоге всё же пришел к выводу, что пора объединить разобщенные фрагменты наблюдений в стройную систему взглядов, не обременяя текст обильными научными и фантастическими диаграммами и таблицами – их и без этого полно в интернете, при желании легко найти.