Трудно представить, что Санкт-Петербург - тихий провинциальный городок... А ведь и у нас есть район, где двух-трехэтажные домики с лепниной и круглыми слуховыми окнами на фронтонах, напоминающих керасирские каски. С чудными угловыми балкончиками, завитушками на козырьках крылечек, с зарослями туи в палисадниках, девичьим виноградом и хмелем на стенах.
Улица Дибуновская при царе была загородной, как же - рядом Старая Деревня, а потом еще и Новая. Названия в топонимике неизменны до сих пор. Весь райончик заканчивается улицей… Заусадебной!
А основал деревни граф Бестужев-Рюмин, который на Каменном острове строил усадьбу, а к Черной речке поселил своих крестьян, пригнанных с украинских имений для строительства каменноостровской усадьбы.
Потом участки делились, улицы именовали по фамилиям владельцев домов, и уличная сеть сохранилась в первозданном виде!. После революции деревня превратилась в рабочую окраину, сюда провели канализацию и в 1920-м г. даже трамвай!
В 1939-м улица стала Дибуновской. В честь поселка Дибуны, того самого, из "Человека рассеянного с улицы Бассейной": "Это что за остановка? Дибуны или Поповка?" ХОТЯ - Дибуны не находятся на Ленинградско-Московской линии (Октябрьская железная дорога). НЕТ! Это направление на Выборг. Однако. (Уж не сам С. Маршак ли рассеян был) :-) Кстати, похож!
Дибуны отсюда далеко, на маршрутке 50 минут минимум. Но вот назвали. Там был поселок Дыбун, где добывали болотную руду - такие окислы железа в виде бляшек, ну, как огромные пятаки. Их черпали со дна, стоя на плоту. Руду отправляли на петровский Сестрорецкий завод, там из нее делали пушки. Ну не про них речь. Дыбун разросся и стал Дыбунами, а потом и Дибунами.
После войны, блокады Старую и Новую Деревни начали отстраивать заново. Пленные немцы. Город был разрушен, строить надо было много и быстро. Использовали простые технологии, а материалы, зачастую, собирали на развалинах. Дома типовые, те самые двухэтажки, которые, как мне кажется, можно увидеть в любом провинциальном городе, во Пскове, Великом Новгороде, Кирове, Губахе, Кызыле, Березниках, Перми, — целые кварталы. НО ленинградские все же отличаются. Лепнина. Балкончики. И раскрашивали их в зеленый, розовый, голубой цвета. И много зелени. Вот такой дом проектировали Баранов, Гурьев, Фромзель.
Ну какие чудные капители на пилястрах?! Чудо! Где такое сейчас встретишь. Хотя, да, на домах новых русских))) Впрочем, некоторые из этих домов теперь тоже нередко занимают они. Те самые — новые. Кругом заборы, индивидуальные калитки. Благо, во многих квартирах изначально был предусмотрен отдельный вход. Кто-то уже надстроил мансарды. И бесконечные камеры видеонаблюдения. Вот так-то. Вы гуляете, а за вами следит Большой Брат.))
Автор этого дома на нижнем фото — Русаков. Прелестный балкончик на третьем этаже и крошечный под ним. Вот они завитушечки.
И — тишина…