Найти тему

Один день на съёмочной площадке фильма "Любить по-русски 2"

Во второй половине 1990-х годов я сотрудничал в качестве фотографа с журналом "Лиза". А если конкретнее, то делал фотографии для раздела культуры этого журнала. В один прекрасный день 1996-го года, выполняя задание редакции, я оказался на съёмочной площадке фильма "Любить по-русски 2".

Вместе с пишущей журналисткой Наташей Счастливой мы приехали на киностудию "Мосфильм", где проходили съёмки фильма. Когда мы вошли в павильон, там снимались сцены с участием Никиты Джигурды и Ларисы Удовиченко. Руководил съёмками режиссёр Евгений Матвеев. Он кстати, был не только режиссёром фильма, но и исполнял одну из главных ролей в качестве актёра. Ни с кем из присутствующих я знаком не был.

Я с большим интересом наблюдал, как идут съёмки, а в паузах между ними, не вмешиваясь в процесс и не заставляя никого позировать, незаметно пытался делать фотографии.

Евгений Матвеев
Евгений Матвеев

Во время одной из таких пауз, когда Лариса Удовиченко, сидя за столом, задумалась и "ушла в себя", я навёл на неё объектив и сделал снимок.

-2

В этот момент я услышал шёпот прямо мне в ухо: "Для чего? Для кого?". Я повернул голову и увидел возле себя Евгения Матвеева.

- Я обратил внимание, что Вы очень много сегодня работали. И мне интересно, для кого Вы всё это делаете? - пояснил Евгений Семёнович, увидев мой недоумевающий взгляд.
- Я делаю фотографии для журнала "Лиза". У нас будет материал, посвящённый Вашему фильму. Наташа напишет текст, а я сделаю фотографии для статьи.

Тут ко мне подошёл Никита Джигурда.

- Тебя как зовут?
- Миша.
- Мишаня, а где же ты вчера был? Мы тут вчера постельные сцены снимали!

Открытости и доброжелательности Никиты Джигурды можно было только поражаться. Он разговаривал так, как будто мы знали друг друга всю жизнь, а ведь мы только что познакомились.

- Знаешь, у нас в фильме есть один очень отрицательный персонаж. Давай сейчас сделаем такую фотографию, как будто он на меня посмотрел недобро из-за угла, а я ему ответил таким твёрдым, суровым взглядом, - сказал Никита.
- Давай! - согласился я.

Джигурда встал и стал отвечать воображаемому недоброжелателю из-за угла твёрдым, суровым взглядом.

- Ну как? - спросил он.
- Да как-то не очень, лучше просто портрет сделать, - признался я.
- А тогда давай ты нас с Ларисой вместе сфотографируешь.

Я сфотографировал Никиту Джигурду и Ларису Удовиченко вместе. Объяснять им, как лучше встать, не пришлось. Они встали рядом, обнявшись, как влитые. Ростом и комплекцией они идеально подходили друг другу и если бы они были мужем и женой, то я бы сказал, что чисто внешне они идеальная пара.

Лариса Удовиченко и Никита Джигурда
Лариса Удовиченко и Никита Джигурда

Лариса Удовиченко сразу решила взять быка за рога.

- А ты сможешь нам большой плакат сделать? - спросила она меня.
- Нет, не смогу. Для плаката надо на широкую плёнку снимать, а у меня в фотоаппарате узкая.

У Никиты с собой была книга. Он взял её, чтобы почитать в паузах между съёмками фильма. До того момента, как мы познакомились, он так и делал. Ну а после знакомства он отложил книгу в сторону, было не до неё.

Джигурда говорил мне, что ему бесконечно повезло, что он снимается в фильме Евгения Матвеева - великолепнейшего режиссёра и потрясающего человека. Никита рассказал мне, как однажды они вместе с Матвеевым участвовали в творческой встрече со зрителями и по окончании этой встречи женщины целовали Евгению Семёновичу руки.

В тот день Евгений Матвеев принял участие в съёмках фильма не только как режиссёр, но и как актёр.

Художник-гримёр готовит Евгения Матвеева к съёмкам
Художник-гримёр готовит Евгения Матвеева к съёмкам

Я никогда не забуду, как слушал Никита Джигурда, когда Евгений Матвеев объяснял, что нужно будет сделать при съёмках следующего эпизода фильма. Во взгляде Джигурды были предельное внимание, безграничное доверие, бесконечное обожание и готовность в лепёшку расшибиться, но сделать всё именно так, как говорит режиссёр.

На Мосфильме в тот день я остался до окончания съёмок. Я не фотографировал, а смотрел и слушал, мне было очень интересно.

Когда съёмки закончились, Евгений Матвеев подошёл ко мне.

- Миша, Вы мне, наверное, не поверите, но я Вам всё-таки скажу. У меня нет ни одной моей портретной фотографии. В скольких фильмах снялся, а собственного портрета у меня нет. Вы можете меня сфотографировать и напечатать мне мою портретную фотографию?
- Конечно могу! С большим удовольствием! Завтра я приеду опять. С фотоаппаратом. И возьму с собой осветительное оборудование для портретной фотосъёмки.
- Не надо завтра. Не нужен свет. Сделайте сейчас. Так, как получится.

Я сделал фотографию "Сейчас. Как получится".

Евгений Матвеев
Евгений Матвеев

Прощаясь, мы обменялись с Евгением Семёновичем визитными карточками.

На следующий день я съездил в фотолабораторию. Мне проявили плёнки и напечатали фотографии. Через день мне позвонил Евгений Семёнович и поинтересовался, готова ли фотография. Я сказал, что готова и я привезу её хоть сегодня. Он сказал, что рад, что фото готово, но сегодня слишком суетливый день и лучше в следующий раз. Мы созванивались ещё несколько раз. Он хотел получить свою фотографию, а я готов был её привезти куда угодно и когда угодно. Но каждый раз что-то не складывалось. Мы так и не встретились и фотографию я так и не отдал. Не судьба.

Текст и фото: Михаил Грушин.