Если честно, все призывы отвести младшим/средним школьникам время на досуг и "ничегонеделание" - мне просто смешны. И я это обосную, непременно обосную.
Моя тема: она не на сто процентов замешана на ранней специализации; она лишь взывает к родительскому здравому смыслу.
Старшеклассники, не прояснившие наперёд своего пути, - несчастные люди. Их выбор в итоге - случаен, профориентации нет, нет и ясности намерений по жизни. А придёт ли она спустя годы, если ученик, стараниями родителей, привык существовать непринуждённо?
Как увидеть в подобной стратегии любовь к детям - мне лично неведомо. Больно смотреть на 16-17-летних товарищей, хаотически мечущихся от репетитора к репетитору - но так и не определившихся, ЧТО же именно, КУДА и КАК им в ближайшем будущем сдавать. И - с какой целью сдавать. Плюс к тому извечный вопрос: а что они, пережившие спокойное-"свободное" детство, РЕАЛЬНО УМЕЮТ? Есть ли такие материи, в которых они заведомо хороши?
Так обрастает плотью пресловутая легенда о том, что в ВУЗах нет бюджетных мест. Они-таки есть, бесспорно ЕСТЬ, но - соглашусь - не для тех, кто надумал готовиться за полгода-год. Есть они - в понимании тех семей, что, по "меткому" определению скептиков, "всё решили за ребёнка". Последнее - топовый аргумент в пользу безоблачного-бессмысленного-бесцветного детства-отрочества, проникнутого "дружбой крепкой" и нехитрым околошкольным досугом. Мальчики впоследствии куда-нибудь да прорвутся, девочки - маловероятно.
По моему глубокому убеждению, периодически "решать за ребёнка", тщательно мониторя его данные и векторы роста, - совершенно необходимо и единственно верно. Учитывать при этом образовательные традиции рода - тоже не последняя мысль. Дополним образ открытостью к новому и способностью идти на компромиссы - получим портрет неравнодушного и гибкого в суждениях родителя. Выбор = сотворчество. Это трудный путь, в нынешнем мире - только совместный путь. Дорога, на которой желательно встретить поддержку - если рассчитывать, в перспективе, на насыщенную жизнь.
Заметьте: в качестве своих оппонентов, я упоминаю здесь отнюдь не неисправимых поfigистов, но трепетных и заботливых старших товарищей. Тех, что сознанно пропагандируют режим "лайт" как оптимальный для своих потомков младшего-среднего ученического возраста. Тех, кто настойчиво верит в некогда актуальное "школа - друзья - книги - впечатления - был бы человек хороший". А такое нынче редко срабатывает. Исключительно редко.
Можно "просто" источать добродетель, руководствуясь ценностями семьи и здоровья. Можно - но тогда без претензий. Self-made - притягательная картина, но уж очень уникальная. Личные качества необходимо ежечасно формировать, для них нужна почва. Я не вижу иного решения, кроме высокой режимности и системных родительских требований с малых лет ребёнка. Нагружать = уважать, ценить природные задатки и обучаемость. Уважение есть непременная грань любви.
Всю свою сознательную жизнь я работаю в музыкальном образовании. Музыкантский деловой контекст я особо ценю за беспрецедентную честность расклада. Всегда налицо - навыки или их недостаточность, качество или дилетантство, возможность или невозможность остаться в профессии, активно ею зарабатывать. Бюджетные места в училищах и консерваториях - как были всегда, так и есть. Их занимает, в норме, мыслящая молодёжь, некогда "лишённая детства", но уже к 18-20 годам вполне уверенная в личной востребованности. В конечном итоге, это счастливые люди. За каждым успешным стартом стоят колоссальные родительские вложения - прежде всего, дисциплинарные.
Не претендую на широкие обобщения - привожу данные из свой практики. Тем не менее, убеждена: в иных областях деятельности, с вариантами, руководящая логика всё та же.
Учебная неделя ребёнка/подростка расписана по минутам? Полагаю, это нормально. Думающие мамы и папы всегда поймут, как изыскать ресурс для отдыха и вовремя "перезагрузить" наследников, дополнительно их тем самым мотивируя.
Если уж совсем начистоту, то проблема детской занятости упирается в коэффициент родительского участия в судьбе подрастающих ребят. Сдерживающий фактор здесь - не загруженность на ответственной работе, а банальная лень. Замаскировать её можно как угодно - в том числе, и критическими слоганами против "лишения детей детства". Можно упиваться досуговыми идеями для становления личности, противопоставляя их регулярному тренажу. Можно - ведь так для родителей проще.
Разные на свете люди живут.