«Ну что, дядь? Банку крупную сумму денег задолжали? Поехали в лес, прогуляемся». И вот вы в слезах прощаетесь с белым светом, пишете прощальные записки… Стоп-стоп. Да, заем брали. Да, задолжали. Но. Сохранять спокойствие — вот ваша первоочередная задача. А о том, кто такие коллекторы на самом деле и как с ними правильно общаться, расскажет Финтолк.
Специалист по взысканию задолженностей — это…
Коллекторские агентства — это такие конторы, которые помогают банкам, МФО (микрофинансовым организациям) и другим кредиторам напоминать заемщикам о долгах.
Существует две причины, почему работать коллектором выгодно.
Первое — коллекторы могут работать за агентское вознаграждение, то есть получают определенный процент от суммы взысканий.
Второе — могут полностью выкупить у финансовой организации долг по договору цессии и выезжать по адресу с паяльником.
Цессия — переуступка прав. Полный выкуп дебиторской задолженности.
И в этом случае все права по взысканию теперь в руках у коллекторов. Но! Тут есть оговорка. На подобные действия должны быть основания — договор цессии, подтверждающий переуступку прав требования.
Если на вас наехали, смело требуйте у банка выслать вам подтверждающий полномочия господ с паяльником документ по почте. Или, как минимум, звоните на горячую линию вашего банка/МФО, чтобы подтвердить информацию о переуступке прав.
Если вам позвонил коллектор, сразу стоит уточнить и выяснить, легальна ли работа коллекторского агентства:
- Спросить название организации.
- Их контактные данные (адрес, электронная почта).
- Информацию о должностном лице (ФИО коллектора, номер его удостоверения).
- Период действия договора на осуществление деятельности по возврату просроченной задолженности (к примеру, с 01.01.2021 по 01.01.2022 имеют право осуществлять данную деятельность, а
позже пусть засунут свои паяльники себе… за пояс).
Сверить актуальную информацию можно на сайте Федеральной службы судебных приставов. На сегодня в России официально зарегистрировано 461 коллекторское агентство.
У вас все еще есть права
Согласно законодательству, коллекторы занимаются только досудебными разбирательствами. У них строго ограничены действия по отношению к вам и вашим долгам.
Добраться до вас они имеют право только следующими законными способами:
- личные встречи;
- телефонные переговоры;
- электронные письма (SMS-сообщения, голосовые сообщения, телеграммы);
- почтой (письма, претензии, уведомления, досудебные предупреждения).
И способ взаимодействия вы также вправе выбрать. Стоит уведомить об этом агентство по взысканию долгов заказным письмом. Письмо пишут в свободной форме:
Просьба — не звонить! Принимаю только письма на электронную почту vasyapupkin@nepishitemne.ru.
С ув. Пупкин В. А.
Бесконечно спамить коллекторы также не имеют права. Все звонки строго по расписанию:
- в будни — с 8:00 до 22:00;
- в субботу и воскресенье — с 9:00 до 20:00;
- максимум 8 раз в месяц, два раз в неделю и один раз в день.
Свидания тоже ограничены. Не более одного раза в неделю. На большее рассчитывать не стоит.
При этом номер телефона сотрудника коллекторского агентства не должен быть засекречен. Все максимально прозрачно.
Если вы — несовершеннолетний, находитесь на лечении в медучреждении или инвалид I группы, коллектору запрещено вам звонить или встречаться лично.
Ну и конечно же, ни при каких обстоятельствах не допускается применение к должнику физической силы, угроз, уничтожение или повреждение имущества, надписи на дверях-заборах-стенах-калитках и даже оказание психологического давления, оскорбления и любые действия, унижающие честь и достоинство.
Как они вообще узнали мой адрес и номер телефона?
Все очень просто. При заключении договора с кредитной организацией вы подписываете договор о передаче конфиденциальных данных третьим лицам (в нашем случае коллекторам) — ФИО, номер телефона, домашний адрес.
И при очередной просрочке банк имеет полное право передать ваши данные в руки коллекторов, чтобы те уже сами вели с вами беседы.
Если не хотите, чтобы вам звонили, отзовите свое согласие на передачу личной информации. Имеете право. Но только в том случае, когда коллекторы превышают свои полномочия:
Внимание всем соседям подъезда № 3! Среди вас живет страшный должник — Пупкин Виталий Андреевич, он задолжал ООО «Деньги за минуту» 100 тыс. руб. Держитесь от него подальше.
Все друзья и коллеги узнали, что вам лучше не занимать? Караул, ваши права нарушены, смело можете написать отзыв согласия на разглашение персональных данных, запрет на передачу персональных данных третьим лицам и отказ от взаимодействия с третьими лицами. Опишите ситуацию и предоставьте подтверждающие документы — распечатку с сообщениями, аудио- или видеозаписи разговоров с разглашением конфиденциальных данных.
Можно еще написать жалобу в Роскомнадзор в связи с нарушением использования персональных данных.
А если все-таки ошиблись?
Да, ситуации разные бывают. Мошенники, забытые обязательства по микрозайму, добрые родственники, которые указали вас как контактное лицо, или просто ошибка банка.
Первым делом — выясните, какие у коллекторов имеются основания для взыскания с вас задолженности. Что и кому конкретно вы должны? Может быть, вам перепало щедрое наследство, а вы и не в курсе?
В любом случае, попросите у агентства все подтверждающие документы: выписки о денежных операциях по счетам, копию кредитного договора. Не предоставили? Это мошенники.
Эксперт Финтолка советует: всем, кто столкнулся с коллекторами, стоит фиксировать обстоятельства контакта и обращаться в органы, которые уполномочены надзирать за взысканием долгов (служба судебных приставов, прокуратура, а при наличии настоящих угроз — полиция). Кстати, во все перечисленные инстанции можно обратиться онлайн, оставив свое обращение на официальных сайтах структур, подсказывает Данил Русанов.
Позвонили и угрожают расправой
Мы знаем, где ты живешь и в какой школе учится твой ребенок!
От таких слов и мороз по коже пойдет. Да, отголоски бандитского прошлого вполне еще могут встречаться. Важно сохранять спокойствие и уметь отличить реальную угрозу (потенциальная возможность перейти от слов к незаконным действиям) от предупреждения (разъяснение или напоминание о законных последствиях).
Что в этом случае делать? Можно начать с претензии в само коллекторское агентство. Она может быть изложена в свободной форме, главное — указать все подробности, данные сотрудников, нарушения, которые, на ваш взгляд, были допущены. У агентства есть срок на принятие претензии к сведению и ответ — 30 дней.
Нарушения, угрозы и прочие непотребства продолжились? Пишите в вышестоящие контролирующие органы:
- В полицию — если вам пригрозили, уже нанесли физический вред здоровью или материальный ущерб.
- В прокуратуру — если бездействует полиция: отказывается принимать заявление на незаконные действия коллекторов.
- В ФСПП (Службуудебных приставов), НАПКА (Национальную ассоциацию профессиональных коллекторских агентств), Роспотребнадзор, Службу финансового уполномоченного в России — если коллекторы ведут себя незаконно и ваши права нарушаются.
Важно, еще раз напомним, приложить к жалобе доказательства нарушений: история звонков, видео- или аудиозаписи встреч, доказывающие визиты коллекторов в неурочные часы, показания свидетелей и тому подобное.
Принимать угрозы всерьез не следует, однако полное невнимание к ним также может навредить, говорит эксперт Финтолка. Стоит оперативно принять меры по погашению или списанию задолженности, советует Светлана Мартос.
Как правильно общаться с коллекторами? Краткая памятка
Запомните: в цивилизованном мире все решается только разговорами.
При первом контакте со специалистом по взысканию задолженности узнайте: ФИО сотрудника, данные коллекторского агентства;
- ознакомьтесь с уведомлением о переходе прав требования и документом, по которому взыскивают долг.
- Спокойно обсудите график погашения долга или договоритесь о рассрочке или списании части долга.
- Узнайте, нужно ли оплачивать штрафы, пени, дополнительные комиссии в соответствии с условием кредитного договора.
- Избегайте «вредных» советов коллекторов: продать имущество, чтобы списать долги, или взять еще один кредит, чтобы погасить предыдущий долг
- Фиксируйте факты взаимодействия с коллекторами: ведите запись разговоров, храните скриншоты переписок, собирайте документы, полученные от коллекторов
- В случае нарушения ваших прав откажитесь от общения и отзовите свои персональные данные, напишите отказную на взаимодействие с третьими лицами. Можете обратиться за помощью к адвокату и вести все переговоры через него.
- В случае серьезных нарушений пишите жалобы и претензии в контролирующие органы.
Не стоит бояться коллекторов, они обычные люди, которые просто выполняют свою работу. Эти добрые ребята заинтересованы лишь в том, чтобы вы выплатили свой долг.
Ваш лайк будет лучшей благодарностью автору!
Больше интересного о деньгах и экономии на нашем сайте