Найти тему
Финтолк: читай и богатей

Как общаться с коллекторами

Оглавление

«Ну что, дядь? Банку крупную сумму денег задолжали? Поехали в лес, прогуляемся». И вот вы в слезах прощаетесь с белым светом, пишете прощальные записки… Стоп-стоп. Да, заем брали. Да, задолжали. Но. Сохранять спокойствие — вот ваша первоочередная задача. А о том, кто такие коллекторы на самом деле и как с ними правильно общаться, расскажет Финтолк.


Специалист по взысканию задолженностей — это…

Коллекторские агентства — это такие конторы, которые помогают банкам, МФО (микрофинансовым организациям) и другим кредиторам напоминать заемщикам о долгах.

Существует две причины, почему работать коллектором выгодно.

Первое — коллекторы могут работать за агентское вознаграждение, то есть получают определенный процент от суммы взысканий.

Второе — могут полностью выкупить у финансовой организации долг по договору цессии и выезжать по адресу с паяльником.

Цессия — переуступка прав. Полный выкуп дебиторской задолженности.

И в этом случае все права по взысканию теперь в руках у коллекторов. Но! Тут есть оговорка. На подобные действия должны быть основания — договор цессии, подтверждающий переуступку прав требования.

Если на вас наехали, смело требуйте у банка выслать вам подтверждающий полномочия господ с паяльником документ по почте. Или, как минимум, звоните на горячую линию вашего банка/МФО, чтобы подтвердить информацию о переуступке прав.

Если вам позвонил коллектор, сразу стоит уточнить и выяснить, легальна ли работа коллекторского агентства:

  • Спросить название организации.
  • Их контактные данные (адрес, электронная почта).
  • Информацию о должностном лице (ФИО коллектора, номер его удостоверения).
  • Период действия договора на осуществление деятельности по возврату просроченной задолженности (к примеру, с 01.01.2021 по 01.01.2022 имеют право осуществлять данную деятельность, а позже пусть засунут свои паяльники себе… за пояс).

Сверить актуальную информацию можно на сайте Федеральной службы судебных приставов. На сегодня в России официально зарегистрировано 461 коллекторское агентство.

У вас все еще есть права

Согласно законодательству, коллекторы занимаются только досудебными разбирательствами. У них строго ограничены действия по отношению к вам и вашим долгам.

Добраться до вас они имеют право только следующими законными способами:

  • личные встречи;
  • телефонные переговоры;
  • электронные письма (SMS-сообщения, голосовые сообщения, телеграммы);
  • почтой (письма, претензии, уведомления, досудебные предупреждения).

И способ взаимодействия вы также вправе выбрать. Стоит уведомить об этом агентство по взысканию долгов заказным письмом. Письмо пишут в свободной форме:

Просьба — не звонить! Принимаю только письма на электронную почту vasyapupkin@nepishitemne.ru.
С ув. Пупкин В. А.

Бесконечно спамить коллекторы также не имеют права. Все звонки строго по расписанию:

  • в будни — с 8:00 до 22:00;
  • в субботу и воскресенье — с 9:00 до 20:00;
  • максимум 8 раз в месяц, два раз в неделю и один раз в день.

Свидания тоже ограничены. Не более одного раза в неделю. На большее рассчитывать не стоит.

При этом номер телефона сотрудника коллекторского агентства не должен быть засекречен. Все максимально прозрачно.

Если вы — несовершеннолетний, находитесь на лечении в медучреждении или инвалид I группы, коллектору запрещено вам звонить или встречаться лично.

Ну и конечно же, ни при каких обстоятельствах не допускается применение к должнику физической силы, угроз, уничтожение или повреждение имущества, надписи на дверях-заборах-стенах-калитках и даже оказание психологического давления, оскорбления и любые действия, унижающие честь и достоинство.


Как они вообще узнали мой адрес и номер телефона?

Все очень просто. При заключении договора с кредитной организацией вы подписываете договор о передаче конфиденциальных данных третьим лицам (в нашем случае коллекторам) — ФИО, номер телефона, домашний адрес.

И при очередной просрочке банк имеет полное право передать ваши данные в руки коллекторов, чтобы те уже сами вели с вами беседы.

Если не хотите, чтобы вам звонили, отзовите свое согласие на передачу личной информации. Имеете право. Но только в том случае, когда коллекторы превышают свои полномочия:


Внимание всем соседям подъезда № 3! Среди вас живет страшный должник — Пупкин Виталий Андреевич, он задолжал ООО «Деньги за минуту» 100 тыс. руб. Держитесь от него подальше.

Все друзья и коллеги узнали, что вам лучше не занимать? Караул, ваши права нарушены, смело можете написать отзыв согласия на разглашение персональных данных, запрет на передачу персональных данных третьим лицам и отказ от взаимодействия с третьими лицами. Опишите ситуацию и предоставьте подтверждающие документы — распечатку с сообщениями, аудио- или видеозаписи разговоров с разглашением конфиденциальных данных.

Можно еще написать жалобу в Роскомнадзор в связи с нарушением использования персональных данных.


А если все-таки ошиблись?

Да, ситуации разные бывают. Мошенники, забытые обязательства по микрозайму, добрые родственники, которые указали вас как контактное лицо, или просто ошибка банка.

Первым делом — выясните, какие у коллекторов имеются основания для взыскания с вас задолженности. Что и кому конкретно вы должны? Может быть, вам перепало щедрое наследство, а вы и не в курсе?

В любом случае, попросите у агентства все подтверждающие документы: выписки о денежных операциях по счетам, копию кредитного договора. Не предоставили? Это мошенники.

Эксперт Финтолка советует: всем, кто столкнулся с коллекторами, стоит фиксировать обстоятельства контакта и обращаться в органы, которые уполномочены надзирать за взысканием долгов (служба судебных приставов, прокуратура, а при наличии настоящих угроз — полиция). Кстати, во все перечисленные инстанции можно обратиться онлайн, оставив свое обращение на официальных сайтах структур, подсказывает Данил Русанов.

Позвонили и угрожают расправой

Мы знаем, где ты живешь и в какой школе учится твой ребенок!

От таких слов и мороз по коже пойдет. Да, отголоски бандитского прошлого вполне еще могут встречаться. Важно сохранять спокойствие и уметь отличить реальную угрозу (потенциальная возможность перейти от слов к незаконным действиям) от предупреждения (разъяснение или напоминание о законных последствиях).

Что в этом случае делать? Можно начать с претензии в само коллекторское агентство. Она может быть изложена в свободной форме, главное — указать все подробности, данные сотрудников, нарушения, которые, на ваш взгляд, были допущены. У агентства есть срок на принятие претензии к сведению и ответ — 30 дней.

Нарушения, угрозы и прочие непотребства продолжились? Пишите в вышестоящие контролирующие органы:

  • В полицию — если вам пригрозили, уже нанесли физический вред здоровью или материальный ущерб.
  • В прокуратуру — если бездействует полиция: отказывается принимать заявление на незаконные действия коллекторов.
  • В ФСПП (Службуудебных приставов), НАПКА (Национальную ассоциацию профессиональных коллекторских агентств), Роспотребнадзор, Службу финансового уполномоченного в России — если коллекторы ведут себя незаконно и ваши права нарушаются.

Важно, еще раз напомним, приложить к жалобе доказательства нарушений: история звонков, видео- или аудиозаписи встреч, доказывающие визиты коллекторов в неурочные часы, показания свидетелей и тому подобное.

Принимать угрозы всерьез не следует, однако полное невнимание к ним также может навредить, говорит эксперт Финтолка. Стоит оперативно принять меры по погашению или списанию задолженности, советует Светлана Мартос.

-2

Как правильно общаться с коллекторами? Краткая памятка

Запомните: в цивилизованном мире все решается только разговорами.

При первом контакте со специалистом по взысканию задолженности узнайте: ФИО сотрудника, данные коллекторского агентства;

  1. ознакомьтесь с уведомлением о переходе прав требования и документом, по которому взыскивают долг.
  2. Спокойно обсудите график погашения долга или договоритесь о рассрочке или списании части долга.
  3. Узнайте, нужно ли оплачивать штрафы, пени, дополнительные комиссии в соответствии с условием кредитного договора.
  4. Избегайте «вредных» советов коллекторов: продать имущество, чтобы списать долги, или взять еще один кредит, чтобы погасить предыдущий долг
  5. Фиксируйте факты взаимодействия с коллекторами: ведите запись разговоров, храните скриншоты переписок, собирайте документы, полученные от коллекторов
  6. В случае нарушения ваших прав откажитесь от общения и отзовите свои персональные данные, напишите отказную на взаимодействие с третьими лицами. Можете обратиться за помощью к адвокату и вести все переговоры через него.
  7. В случае серьезных нарушений пишите жалобы и претензии в контролирующие органы.

Не стоит бояться коллекторов, они обычные люди, которые просто выполняют свою работу. Эти добрые ребята заинтересованы лишь в том, чтобы вы выплатили свой долг.


Ваш лайк будет лучшей благодарностью автору!

Больше интересного о деньгах и экономии на нашем сайте

-3