Немного ещё о петлицах.
Вернее, об эмблемах на них .
Это тема немного перекликается с текстом " Разговор с другом, или..." и, главным образом, с комментариями к нему.
*
Я когда служил в полку, который стоял в городе - там со снабжением неплохо было. В том числе и со снабжением всякой такой военной символикой.
В магазине имелся, если и не полный, то, во всяком случае, довольно широкий ассортимент всего, что могло бы понадобиться солдату. Начиная от ниток с иголками, и заканчивая теми самыми эмблемами.
*****
Рота Материально - Технического Обеспечения была очень большая, и в ней, ясное дело, собрали всех, кто тем или иным образом участвовал в жизнеобеспечении полка.
*
Кроме поваров и водителей, там, например, кучковался пожарный расчёт. В полку была пожарная машина. Был начальник пожарной службы, капитан. Несколько прапорщиков и сверчков, и три или четыре срочника.
И если капитан и прапорщики - пожарные носили соответствующие эмблемы, то, как минимум, двое срочников огнеборцев ходили с общевойсковыми. Топорика с ключом в магазине не было.
*
Водительские эмблемы продавались.
Но вот мой сопризывник и земляк, прослужив месяца полтора с нами в конвойной роте, внезапно был переведён в РМТО. Водителем.
Машину ему доверили, по общему мнению, шикарную!
РАФик " Скорой помощи ". Абсолютно гражданская машина. Белая с красной полосой. И абсолютно новая - только - только лазарет её получил. Такие часто встречались на улицах всех советских городов.
Очень необычно этот автомобиль смотрелся на территории войсковой части.
В автопарке Валера ставил её рядом с тоже абсолютно гражданской пожаркой / ну, условно " гражданской", ибо почти вся пожарная охрана в Союзе была военизированной /.
Так вот, Валерка считал, / и правильно! /, что раз уж ему сменили воинскую специальность, то и перелицевать его должны за казённый счёт. Однако старшина РМТО выдать ему автомобильные эмблемы почему-то не спешил, посылая его в магазин.
Но машина была не абы какая. Приметная машина. Очень.
Ну, и командир полка тоже её всегда примечал. А однажды приметил, что у водителя не те эмблемы в петлицах. И разнёс старшину.
Что было дальше - всем понятно.
*
У самого комполка - персональный УАЗик. Есть ещё два или три, на которых ездили его замы и начальник штаба. Их водители - всегда в парадках, всё по Уставу.
Самые блатные в полку!
Даже тот, который отслужил всего полгода.
*
ИТСОшники ходили с инженерными.
*
Имели место быть в полку и БТРы, но мехводы "танчиков " не носили. Что точно было отображено у них на петлицах - не помню, но точно не танки. Скорее всего, либо автомобильные, либо общевойсковые.
*
Так что, всё в полку более менее по уму было. По уму и по Уставу.
Другое дело в батальоне, в который меня перевели спустя полгода службы.
*****
Здесь со снабжением было похуже. Во всех смыслах.
А уж с эмблемками - просто швах!
Их в магазине просто не было!
У нашего старшины был ОГРОМНЫЙ запас эмблем. Но.. только " капуста ". " Капуста " только.
Специалисты мучались от невозможности подчеркнуть своё, пусть небольшое , но всё же превосходство над нами, грешными, простыми вышкарями.
И правильно, чего стесняться? Элита, пусть и невеликая, она элита и есть!
Хотя, как сказать "превосходство "...
Те же водители целыми днями не вылезали из гаража, пытаясь привести в чувство свои машины.
Машин было три, водителей - четыре.
Из трёх постоянно на ходу была одна, другая временами, а третья - никогда.
И вот они колгатились в гараже-всё время чумазые, уставшие и злые.
Было их откровенно жалко!
А в " гарнизонку" их ещё и загоняли на вышки.
Как и радистов.
*
Тех было трое. Начальником радиостанции являлся рядовой, вот он и носил в петлицах" свои " эмблемы. Манд...., ну, вы знаете.
Для остальных не нашлось.
Мой земеля Саня Щербатый разжился эмблемами связи только перед дембелем и только на китель, а на шинели - общевойсковые. Как разжился - отдельная история.
*
ИТСОшников тоже трое было.
У одного были эмблемы инженерные, у второго - связь, и у третьего - капуста.
Сам начальник ИТСО старший прапопщик Сташенко этими вещами, видимо, не заморачивался, и тоже ходил с " капустой " в петлицах.
*
Так что особого разнообразия на петлицах в батальоне не наблюдалось.
Кому очень надо было, просили отъезжающих в полк на учёбу / а такое, нет - нет, да случалось /прикупить в полковом магазе. Там выбор, конечно, побольше имелся .
Старшина тоже иногда ездил в полк и привозил оттуда энное количество эмблем специалистов. Не знаю, получал ли их где-то или на свои покупал. / От него можно было ожидать. /
*****
Другой мой земляк - Димон как раз носил эмблемы связи...
Он полгода отучился в учебном полку - в / ч 6652 - на радиста и был распределён в этот батальон.
Но - вот, блин, незадача! - все места на радиостанции были заняты.
И отправился новоиспечённый радист прямиком на вышку. Потом стал ходить ПНК. Про то, чему его учили в учебке, он почти всё позабыл, но продолжал носить связистские эмблемы.
Почти полтора года, тот земляк, который радист / Саня /, ходил за тем земляком, который радист несостоявшийся / Димон /, и клянчил у него эти эмблемки.
- Ну, зачем они тебе? Ну, вот, зачем?! - канючил он. - Ты же ведь всё равно на вышку ходишь!
Хотел даже вломить того старшине за неуставной вид, но вовремя одумался.
/ А то старшина и сам не видел. Но для старшины это было так - мельчайшие мелочи. Вот если бы эмблем вовсе не было - тогда, да! /
В конце концов, Саня Димона дожал!
Но только месяца за три до дембеля.
К тому времени одну эмблему с шинели Димон про.. прощёлкал, и домой Саня поехал в двух вариантах - связистом только на кителе.
Но для Сашки это была очень важная вещь!!!
Он - то своим друзьям писал, что он тут главный радист и на нём вся радиостанция держится! / Это было правдой лишь отчасти. Но кто из нас не преукрашивал в письмах свою личную армейскую действительность? /
И что?! вот он сейчас придёт домой с " капустой " в петлицах?!
КАК?!?!? он друзьям в глаза смотреть будет?!
По приезду в Москву он на два дня завис у меня и, в перерыве между дембельскими разгуляниями, мы с ним смотались в Военторг. Там он купил пять / ПЯТЬ! / эмблем Войск Связи. Т. е. с запасом. На всякий случай, сказал. И три шеврона, один тоже про запас.
А какой там, на хер, мог быть случай, если ему до дома всего три часа надо было проехать на электричке?!
Понты? Нет! Просто гордость за хорошо сделанную в армии работу!
И гордость законная!!!
БЛАГОДАРЮ за ВНИМАНИЕ!
ВСЕМ ДОБРА и УДАЧИ!!