Найти тему
Дмитрий Смотров

Стоянка судна на якоре. За чем стоит следить и за чем смотреть? Радиус якорной стоянки.

Оглавление

Вчера мы говорили про постановку на якорь. А сегодня поговорим, что нужно сделать, чтобы стоянка на якоре была комфортной и безопасной.

Флажок.

Первым делом, еще до того, как боцман и матрос ушли с бака, надо поставить флажок в якорную цепь. Для чего? А для того, чтобы по нему можно было легко понять травит ли якорная цепь или нет. Если флажок упал, то явно что-то не так.

Мое первое судно.
Мое первое судно.

Для судов с открытым баком это один из основных способов определения травит ли якорная цепь. Ведь прям с мостика можно наблюдать за этим флажком. Мы тоже используем этот метод, хоть и у нас закрытый бак. В нашем случае боцман ходит время от времени проверяет его.

Стоим на якоре.
Стоим на якоре.

Все, флажок установлен, цепь не травится, можно глушить машину.

Расчет радиуса якорной стоянки.

Хоть и звучит страшно, на самом деле считается очень просто. Радиус якорной стоянки складывается из длины вытравленной якорной цепи и длины судна.

Вчера мы с вами отдали в воду отдали 3 смычки. Длина одной смычки 27,5 метров. Длина моего судна 85 метров. Из этого выходит что радиус якорной стоянки у нас получается 167,5 метров. Практически один кабельтов.

Для особо дотошных есть еще один вариант расчета радиуса и выглядит он вот так:

Радиус якорной стоянки.
Радиус якорной стоянки.

L - длина судна.

Lx - проекция якорной цепи

лL - увеличение радиуса за счет дрейфа и ошибки определения позиции судна.

Представим, что л это треугольник.

На практике, достаточно и первого варианта с просчетом длины якорной цепи и длины судна. На своей практике не видел, чтобы на практике применяли такую формула. Радиус якорной стоянки расчерчивается на карте, на электронной или на бумажной, неважно. Выглядит примерно так.

Радиус якорной стоянки.
Радиус якорной стоянки.

Ну вот мы с вами все рассчитали и даже нанесли на карту радиус, что же дальше?

Определение ориентиров.

Дальше надо выбрать ориентиры, по которым мы сможем определить не поехали ли мы часом. Критерии для определения ориентиров следующие: хорошо видимы и определимы, разнесены как минимум на 30 градусов. В нашем случае это будет примерно так.

-5

Здесь принял, как ориентир входной мол в порт Балтийск. Его хорошо видно, как днем, так и ночью. Так же отчетливо бьется в радар. К сожалению, второй ориентир тут сложно выбрать. Таких же явных нет.

Вахта.

Ориентиры определили, радиус начертили. Теперь и вахту нести пора. Машина хоть и заглушена, но должна быть готова в ближайшее время быть в работе. Проще говоря Stand by. Всегда наготове. Такое требование не спроста, при резком ухудшении погоды, возможно держащей силы якоря не хватит и придется помогать движителями, чтобы не полететь к чертям. И конечно же в любой момент может понадобиться быстро выбрать якорь и двинуться в путь.

Ну это в машине, тем временем на мостике штурман ведет тщательное наблюдение за ориентирами, за дрейфом судна и его поведением. В нормальной ситуации судно ведет себя примерно так:

Поведение судна на стоянке. Источник: http://seaman-sea.ru/rabota-s-yakorem/656-vakhta-pri-stoyanki-sudna-na-yakore.html
Поведение судна на стоянке. Источник: http://seaman-sea.ru/rabota-s-yakorem/656-vakhta-pri-stoyanki-sudna-na-yakore.html

Судно ходит восьмеркой попеременно под ветер подставляя скулы. Если судно повернулось бортом к ветру значит что-то идет явно не по плану и стоит начать суетиться. Вполне возможно, что якорь не держит судно.

Надеюсь вам понравилось. Очень благодарен за ваши комментарии и лайки. Если остались вопросы задавайте обязательно обсудим. А пока можете почитать и другие мои статьи:

#море #судно #мореплавание #судоходство