Или предписание - "Не будь успешным" и чем оно оборачивается во взрослой жизни.
Отсутствие одобрения со стороны значимых личностей в детстве, оборачивается большими проблемами в более зрелом возрасте.
На примере нескольких клиентских случаев я хочу показать, что на самом деле значит отсутствие поддержки и похвалы.
Опять пятерка?
На прием обратился молодой человек. Панические атаки, депрессия, мысли о самоубийстве, перенапряжение, отсутствие целей, агрессия, тревожность. В ходе сеанса вышли на одну из ключевых ситуаций. Парень после школы пришел домой, показал маме дневник с двумя пятерками. Но при этом случайно проболтался, что прогулял один урок. Мама, не замечая его достижений, обрушилась с руганью - урок то пропущен!
Мальчик в тот момент принял решение - с мамой не делиться больше ничем - ни плохим, ни хорошим!
Второй клиентский случай
Обманывай всех!
У девушки-клиентки мама постоянно учила ее скрывать ото всех, как она учится. Если есть тройка - никому не говорить! Всегда развешивать кудрявые макароны на уши встречным и поперечным, что она круглая отличница!
С одной стороны, может показаться - что здесь такого?
На деле - это не принятие своей дочери такой, какая она есть. Ведь тройка - это всего лишь оценка знаний школьного предмета. Если оценка не устраивает маму, надо помочь дочери "подтянуть" этот предмет! Мамино недовольство распространялось не только на школьные оценки, на внешний вид также.
Девушка сейчас сама давно мама. И обратилась на прием как раз с запросом -
Я критикую всех! детей, мужа! Они постоянно не достаточно хороши для меня! я всем указываю, что делать и как жить! Муж говорит, что я холодная, не проявляю заботы и тепла, что с моей стороны только критика звучит! А ведь внутри я нежная, заботливая! Я хочу, чтобы всем было хорошо! Я наверное просто не умею свои чувства правильно проявлять (плачет)
Не живи, не проявляйся!
По сути - родительское недовольство оценками, внешним видом - транслируют ребенку - "не будь" "не живи", "не проявляйся".
Последствиями становятся -
страх сближения с партнером (если он есть) , часто бывает и в общем страх вступать в отношения.
проблемы с деторождением, зачатием, вынашиванием или рождение болезненных детей
"деревянное" тело - клиенты жалуются, что не могут управлять своим телом, танцевать, например, боятся двигаться
Не знают, как проявлять/принимать эмоции
От таких партнеров не дождешься поддержки, теплоты, одобрения. Им трудно проявлять чувства. И зачастую трудно даже понять, что чувствует и какие эмоции испытывает он в данный момент. Как проявлять, так и принимать чужие чувства не возможно. Надо проанализировать - "а что человек имеет ввиду!"
Что делать?
В каждом сеансе мы выходим на травмированные детские части. Клиенты вспоминают и рассказывают эпизоды, подобные описанным выше.
Часто именно в такой работе, с отвергнутыми детьми самое трудное, взрослому человеку, проявить тепло к своему же внутреннему ребенку. Настолько сильно у человека "отбили" желание сближаться, что он сам к себе не может проявить позитивных чувств.
Родители могут нас научить только тому, что умеют сами. И не могут относиться к детям, лучше, чем к себе и теплее, чем к нему самому относились его родители.
Родители передают нам те способы адаптации, которые им помогли выжить, буквально! Но нам эти способы могут не подходить в принципе! Когда то да, мы принимаем от любимых родителей их груз, куда нам деваться! Еще можно продолжать бороться с родителями и/или спасать их) Или можно ждать, что они раскаяться и придут извиняться!
Но во взрослом состоянии у нас есть выбор - или продолжать "дуться" на родителей, что чего то нам не додали! Или занять авторскую позицию по отношению к своей жизни - не я включил дождь, но я в силах предпринять шаги, чтобы не намокнуть.
И еще наблюдать за своим поведением, не повторяю ли я родительские предписания по отношению уже к своим детям? Не мешают ли они мне жить? Без самобичевания и самообвинения, анализируя, шаг за шагом исправляя свои реакции. А быстрее это можно сделать на приеме у психолога!