Найти в Дзене
PR / EVENT / WEB-DESIGN / SMM

Интервью. Как получить эксклюзив.

Интервьюирование — это колоссальная работа не только в процессе, но и до него. Чаще всего у нас нет десятка запасных дублей. Да и даже два дубля редко когда удается заснять. Поэтому тут как с первым впечатлением. Надо брать все желаемое с первого раза. Иначе потом можно вовсе остаться без материала. Тем более с каждым новым дублем, реакция и ответ интервьюируемого становятся менее эмоциональными. И мы рискуем увидеть в объективе кислую мину. Несмотря на то, что я все-таки изначально пиарщик, а интервьюирование — это стезя журналистов, мне посчастливилось взять порядка 500 интервью точно. Причем у таких известных личностей, как: Николай Николаевич Дроздов, Денис Майданов, группа «Самоцветы», Марк Тишман, Юлия Началова, Александр Олешко, Светлана Мастеркова, Этери Бериашвили и многих других. И теперь, имея немалый собственный опыт, хочу рассказать про основные правила и ошибки. 1. Изучить интервьюированного. Это золотое правило, не воспользовавшись которым, вы обречены на провал. Помнит

Интервьюирование — это колоссальная работа не только в процессе, но и до него. Чаще всего у нас нет десятка запасных дублей. Да и даже два дубля редко когда удается заснять. Поэтому тут как с первым впечатлением. Надо брать все желаемое с первого раза. Иначе потом можно вовсе остаться без материала. Тем более с каждым новым дублем, реакция и ответ интервьюируемого становятся менее эмоциональными. И мы рискуем увидеть в объективе кислую мину.

Несмотря на то, что я все-таки изначально пиарщик, а интервьюирование — это стезя журналистов, мне посчастливилось взять порядка 500 интервью точно. Причем у таких известных личностей, как: Николай Николаевич Дроздов, Денис Майданов, группа «Самоцветы», Марк Тишман, Юлия Началова, Александр Олешко, Светлана Мастеркова, Этери Бериашвили и многих других.

И теперь, имея немалый собственный опыт, хочу рассказать про основные правила и ошибки.

1. Изучить интервьюированного.

Это золотое правило, не воспользовавшись которым, вы обречены на провал. Помните интервью Земфиры, где на пресс-конференции она выглядела очень недовольной, а потом разнесла журналиста в пух и прах? Произошло все из-за непрофессионализма последнего. Перед тем как идти к человеку за интервью, да кто бы он не был, звезда вселенского масштаба или тетя Зина из соседнего подъезда, вам надо узнать про этого человека, как можно больше. Посмотреть другие интервью, изучить творчество, проанализировать биографию. Поговорить с соседями, если мы говорим про тетю Зину.

Тем самым вы получите более-менее полное представление о том, с кем предстоит общение. И это поможет не попасть в просак, если и звезда задаст вам встречный вопрос про свое творчество, к примеру. А то было бы неудобно на вопрос "А какая вам больше всего понравилась песня из моего нового альбома?" промолчать, потому что альбом то вы и не послушали. В общем, в этом пункте информация — это ваш бронежилет.

2. Проанализировать уже заданные вопросы.

Этот пункт нам необходим для того, чтобы как минимум не повторяться и подготовить действительно эксклюзивный материал. Если вы смотрите репортажи, тогда понаблюдайте также и за реакцией человека. Это поможет избежать неудобных вопросов, если не это цель вашего интервью, а также наведет на мысль о других, которые еще не были заданы.

3. Сформировать полный перечень собственных вопросов.

Тут придется поработать редактором. Сначала пишем весь перечень вопросов. Длинные и сложные разбиваем на более мелкие. Вопросов у вас должно получиться много. Потом выбираем из всего многообразия самые важные. В процессе выбора вы, как ни крути, будете переделывать уже имеющиеся вопросы. Скорей всего начало понравится от одного, а конец от другого. В этом и весь смысл данного мозгового штурма. А если уделите еще немного времени, то вопросы получатся просто идеальными.

4. Проанализировать возможную реакцию на эти вопросы.

Этот пункт не всегда надо учитывать. Если у вас короткое легкое интервью, и вы изначально не предполагали ничего эпатажного, а ваш интервьюер белый и пушистый, то вам незачем переживать за реакцию. Но если у нас персона яркая, экстравагантная, эмоциональная, да еще и программа заточена под интриги, скандалы, расследования, то и на этом этапе придется потрудиться.

5. Выбрать основные вопросы.

Ну тут все просто. Понимаем, что вопрос не подходящий, вычеркиваем. Мы уже провели достаточный анализ в предыдущих пунктах. И тем самым оставляем основные, которые и войдут в интервью. Обязательно проверьте, чтобы вопросы были короткие и простые. Многим достаточно сложно воспринимать на слух, особенно если вопрос наполнен оборотами, состоит из 20 слов и еще включает в себя сразу три подвопроса. Чем легче вопрос, тем легче на него ответить.

6. Продумать дополняющие вопросы (если уходим от сути или чтобы развить тему).

Чаще всего бывают ситуации, когда ответ на вопрос может завести совершенно в иную степь. Некоторые просто любят поговорить, а некоторые делают это умышленно. В этом случае важно помнить, что мы ведем не дружескую беседу, а все-таки интервью. Тут в помощь пункт 4 про анализ. Теперь мы знаем нашего собеседника и его уловки. Контролируйте ход интервью, не позволяйте себя запутать и увести от темы. Придумайте парочку дополнительных вопросов к своему основному списку, которые в таких случаях помогут вам вернуться на истинный путь интервью.

7. Проверить формулировки вопросов, чтобы ответ был развернутый.

Это тоже достаточно важно. Если человек часто давал интервью, он поймет, как вам нужно ответить. Но может попасться и вредный. В любом случае, правильно говорят какой вопрос такой ответ. Поэтому забудьте про «Понравилось ли Вам сегодняшнее мероприятие?» и используйте «Что в сегодняшнем мероприятии произвело на Вас большее впечатление?». Надеюсь, логика ясна.

8. Цель интервью и его целостность.

Начнем с того, что вы не просто так решили взять интервью у кого-либо. Какая цель? Данная персона является лидером мнений по теме, которой посвящен новый выпуск. Или вы ищите людей, у которых день рождения в один день с Владимиром Владимировичем. При выборе вопросов, определении их последовательности, анализу полноты ответа собеседника в режиме реального времени (в процессе интервьюирования), вы должны придерживаться достижения конкретной и одной единственной цели. Чтобы не получилось так, что хотели поговорить про работу, а разговор ушел в сторону и больше материала про детей и пеленки.

И точно также про целостность. Любое интервью должно быть законченным. По итогу зрители получают ответ на вопрос, который обозначен в теме интервью. Чаще всего на этом этапе возникают трудности, когда не соблюдается правило с постановкой цели. Вроде поговорили, было классно. А о чем, зачем, чего добились не понятно.

9. Согласовывать / не согласовывать интервью

Чтобы интервью получилось живое и насыщенное, конечно, его не надо ни с кем согласовывать, а то будет совсем неинтересно. Но вам стоит предупредить о теме, на которую вы планируете вести разговор. Или обозначить, какие сферы жизни и деятельности человека планируете затронуть. Потому что давать интервью — это тоже большая работа. Людям надо подготовиться, чтобы избежать затяжного молчания вместо ответа на вопрос.

НО! Если вы берете интервью у человека, занимающего высокую должность или работающего в гос. структурах, без согласования вы не обойдетесь. Так принято. И в этом тоже есть свои плюсы. Когда мы приходим за информацией к такому человеку, мы хотим получить обширный, всеобъемлющий материал со статистикой, конкретными примерами. Именно предварительная подготовка материала сотрудниками этого руководителя на составленные вами вопросы позволит собрать все необходимые данные. Всем от этого будет хорошо.

10. Выход за рамки общепринятого.

Не бойтесь выходить за эти дурацкие рамки. Это, конечно, не означает, что позволительно хамить или совсем наплевать на понятия морали и человеческих ценностей. Но если вы сомневаетесь, задавать ли какой-то вопрос, просто потому что его раньше никто не задавал. Не сомневайтесь. Им было не интересно, поэтому и не задавали, а у вас есть возможность явного эксклюзивчика. Или, например, не принято записывать интервью в процессе еды. Жующий рот, нечеткие слова, картинка не очень в целом. А вы понимаете, что ваш собеседник только так сможет расслабиться и дать хороший материал. Наплюйте, записывайте! Те, кому интересен человек, уловят суть сказанного, а диванные критики и желтушники, конечно, будут смотреть в рот и критиковать не так откусанный кусочек огурчика в салате.

* Конечно, материал нужно будет почистить перед выпуском, чтобы было все-таки и красиво.

11. Расположить к себе первым вопросом.

Очень важно, как выглядит помещение, в котором все происходит. Удобная ли там мебель и подходящий цвет стен. Любая мелочь может испортить многодневную подготовку. Что-то можно перетерпеть, что-то изменить прям перед съемками. Но самое важное во всей этой цепочке правил — это то, как вы начнете интервью. Судьба материала только в ваших руках, и уже никто вам не поможет.

Поэтому первым вопросом мы должны показать человеку, что он находится в своей зоне комфорта, и ему ничего не угрожает. Наша задача – помочь ему расслабиться и настроится на волну открытой и непринужденной беседы.

12. Горящие глаза интервьюера и его поведение.

Возвращаясь к примеру с Земфирой из первого пункта, хочу сказать одно. Каждый человек, у которого вы берете интервью, начинает вас оценивать сразу, как только вы появились в его поле зрения.

Поэтому, во-первых, лучше перед началом съемок успеть познакомиться и хотя бы минут 15 поговорить без камер.

Во-вторых, найдите что-то общее между вами. Добавьте это в формулировку вопроса: «Я в детстве занималась бальными танцами. Знаю, что и вы посвятили 10 лет своей жизни этому виду спорта. Расскажите пожалуйста….». Такие вещи действительно работают.

В-третьих, если вы проанализировали и знаете биографию человека, задаете те вопросы, которые в первую очередь интересны именно вам, ваше поведение и мимика скажет сама за себя. Вы без труда расположите к себе собеседника. Он прочитает по вашим глазам, что действительно вам интересен.

А если вы не сделаете ничего из перечисленного, так еще и вопросы начнете задавать без особого энтузиазма, смело прощайтесь и с будущим материалом, и с карьерой журналиста. Не прокатит.

13. Зеркальте собеседника.

Этот пункт можно было бы отнести к предыдущему, но хочу вынести его отдельно.

Зеркалить – это мощный психологический примем. Иногда мы это делаем неосознанно. Но это происходит исключительно в тех ситуациях, когда нам действительно нравится процесс диалога. Поэтому держите на вооружении этот пункт. Если собеседник поставил ногу на ногу – сделайте также. Наклонил голову – сделайте также. Ну только не переборщите)

На этом пока все. Пишите в комментариях, с какими трудностями в подготовке или процессе интервью вы сталкивались, задавайте вопросы.

Не забудьте подписаться на мой канал в Instagram @mos.pr_official

А вот и чек-лист, который можно сохранить к себе и держать всегда под рукой.

-3

#PR #event #webdesign #СозданиеСайтов #копирайтинг #продвижение #ЛичныйБренд #КризисныйPR #АлександраМесячук