Сегодня настал черёд «чёрной пятницы». В крупных аутлетах драки, толкотня, забеги к полкам с товаром. И всё для того, чтобы крючки для рейлинга купить не по 5 рублей за штуку, а по три, принести их из магазина, десять лет к ним не прикасаться и затем благополучно вынести на помойку.
У каждого человека в окружении есть юристы, банщики, актёры, парикмахеры, маркетологи. Так вот, последние в доверительной домашней беседе охотно раскрывают секрет проекта под названием «Чёрная пятница». Вся залежалая, абсолютно бесперспективная одежда извлекается из пыльных закутков на складе, отпаривается, опрыскивается душистым раствором для уничтожения специфического запаха. К большому обману подключаются мерчендайзеры, которые на полках подкладывают на старьё симпатичные ремни, сумочки, бижутерию. И то, что должно быть утилизировано, осчастливливает доверчивых покупателей, считающих «выгодное» приобретение едва ли не главной удачей года.
В эту минуту миллионы россиян сидят у компьютеров и виртуально бродят по магазинам в поисках не так уж нужных бытовой техники, наушников, джинсов, сковородок. Владельцы же торговых сетей потирают руки в ожидании немыслимой прибыли. Управляющий одной из крупных точек пояснил, почему именно ноябрь выбран для организации «чёрной пятницы». Оказывается, этот месяц всегда был провальным в плане продаж. Люди готовились к новогодним праздникам, намечали покупки в декабре. Сети придумали хитрость — поманили скидками, чаще всего — дутыми, на вышедшие из моды одежду-обувь либо устаревшие модели техники. И в залы хлынули потоки страждущих ухватить жар-птицу за хвост.
У меня в домашнем чуланчике тоже есть полка, которая расскажет стороннему глазу, что я — жертва «чёрной пятницы». Вот кофейная чашка из фаянса. Что она здесь делает? На ней изображён шпиль Петропавловской крепости. Вспомнилось, как в студенчестве я ездила в тогда ещё Ленинград с милым юношей. Дело летело к свадьбе, свадьбы не случилось. Но у шпиля давались сакральные клятвы, взгрустнулось, всплакнулось, чашка оказалась в корзине. А вот ваза из керамики чудовищного грязно-розового цвета. На коробке надпись фломастером — «Скидка 70%». Порыв понятен. Тьма пакетов с балахонистыми платьями, туфли-бульдожки, к которым и прикасаться-то страшно, не то что обувать, коробка со стеклянными шахматами, так и не ставшая кому-то подарком, набор никудышных китайских сковородок…
Нежная барышня из кабинета этажом повыше морщит носик: «Ну что вы, Иринванн, выволочку устраиваете на ровном месте. Я целый год на специальную карту сбрасываю пару-тройку сотен рублей, чтобы оторваться в «чёрную пятницу». Хочется себя человеком почувствовать, убедиться, что ты тоже что-то можешь. И на душе сразу легко, хорошо!».
Да я только «за». Большинству деньги достаются трудно. Не хочется, чтобы в магазине они руководствовались стадным чувством и позволяли себя обманывать. В конце концов за ноябрём придут декабрь, февраль, июль. Торговые центры сегодня навек не закрываются.
Ирина ИВАНЧЕНКО
Фото из открытых источников