Делегирование: как победить стресс и усталость, если у вас слишком много обязанностей?
Врачи и ученые давно доказали, что стресс негативно сказывается на самочувствии любого человека. Из-за него снижается иммунитет, обостряются хронические заболевания и возникает хроническая усталость. И одна из главных причин стресса — наличие огромного числа обязанностей и ожиданий, которым вы должны соответствовать. Однажды нервная система не выдерживает, и вы начинаете ощущать раздражительность и снижение жизненной энергии. Чтобы этого не произошло, важно уметь сохранять баланс и не брать на себя тех обязательств, осуществить которые вам будет очень сложно.
Токсичная позитивность: как она вредит вам?
Термин «токсичная позитивность» был придуман американским консультантом по личностному развитию Марком Мэнсоном. И это нечто большее, чем просто токсичные отношения, которые сегодня у всех на слуху. Токсичная позитивность — это необходимость подавлять или заглушать свои эмоции ради того, чтобы избежать негативных эмоций или пассивной агрессии. Она требует от вас сохранять позитивный настрой в тех ситуациях, в которых вы хотели бы проявить совершенно иные эмоции. Их приходится скрывать — и это провоцирует проблемы с ментальным здоровьем, которых со временем появляется все больше и больше.
Как токсичная позитивность связана с вашим неумением делегировать кому-то обязанности или говорить «нет»? Допустим, коллега переложил на вас часть своих полномочий, на которые он не хочет тратить свои усилия. Вы соглашаетесь, скрывая или маскируя собственные чувства. Со временем формируется стыд — он возникает, потому что вы пытаетесь заглушить мысли о том, что стоило сразу отказать коллеге. Если бы вы не побоялись сразу это сделать или перенаправили на кого-то те заботы, которые теперь стали вашими, то он бы не успел возникнуть. Умение вовремя делегировать может пригодиться не только на работе, но и в быту.
Пять способов избавиться от чрезмерной нагрузки
Делегирование поможет не только избавиться от обязательств, которые лишат вас свободного времени и покоя. Оно будет полезно и в том случае, если вы занимаете руководящую позицию или управляете собственным бизнесом и хотите добиваться высоких результатов, не тратя все силы на контроль за подчиненными.
Обозначьте приоритеты
На вечный выбор обречены не только сотрудники с широким перечнем полномочий, но и владельцы небольших бизнес-проектов, которые часто совмещают выполнение нескольких задач. Умение это делать как раз привлекает тех, кто хотел бы избавиться хотя бы от части обязанностей. Пользуясь вашим впечатляющим опытом и множеством умений, они пытаются сделать так, чтобы вы решали их проблемы — и делают это как раз под соусом комплиментов о ваших уникальных способностях совмещать десятки занятий разом. В таких ситуациях важно уметь расставлять приоритеты: не соглашаться на переработку в редкие выходные или в будни вечером, когда хочется провести время с семьей.
Цените свое время
Тайм-менеджмент начинается не с установки приложений для контроля за временем или ведения дневника. Он начинается с развития умения ценить рабочее время и отводить достаточно времени для отдыха. Едва ли вы будете продуктивны, если возьмете на себя слишком много обязательств — даже если вам удастся добиться каких-то внушительных результатов, вы не сможете работать на пределе возможностей на протяжении долгого времени.
Если задания и просьбы сыплются как из рога изобилия — на телефон, в почту и мессенджеры, то пора сбавить темп нарастающего стресса, научившись относиться ко времени как к самому дорогому и невосполнимому ресурсу. Как только в вашем окружении появится человек, которому требуется помощь, сверьтесь мысленно со своим графиком, чтобы понять, есть ли у вас возможность взять на себя чужие обязанности. Вы уже загружены под завязку? Объясните ситуацию коллеге, сделав акцент на том, что выкроить лишнее время никак не получится даже при огромном желании это сделать.
Выберите того, кому можно довериться
Уметь выполнять свою работу — половина успеха. Важно еще и научиться находить тех людей, которым можно ее доверять, не переживая за то, что все сроки будут сорваны. Выбирая того, кому это будет по плечу, обратите особое внимание на тех, чьи навыки соответствуют поставленной задаче. Они обязательно должны сочетаться с серьезным отношением к поставленной цели. Попробуйте доверить весь объем работ по одной задаче одному человеку. Это повысит его ответственность и мотивацию.
Создайте ощущение сопричастности
Чтобы создать здоровую атмосферу в коллективе, в котором все будут заинтересованы в работе и никто не будет стремиться избавиться от своих обязанностей, необходимо чувство сплоченности. Оно помогает коллегам работать в одной команде, проявляя креативность и самостоятельность, с уважением относясь к окружающим. Если вы управляете своим бизнесом, то не вмешивайтесь в рабочие процессы без нужды — осуществляйте ненавязчивый контроль и оказывайте посильную поддержку.
Приготовьтесь обучать
Если коллеги или подчиненные просят вас о помощи слишком часто, то, возможно, у них не хватает навыков для выполнения обязанностей. Тогда можно попробовать потратить единожды время на то, чтобы обучить их необходимым знаниям. Но важно перед этим сопоставить потенциальную выгоду с временными затратами, которые для этого потребуются. Если обучение необходимо коллеге или персональному ассистенту, то в нем есть смысл. Но в ситуации со стажером, который уйдет через несколько недель, временные затраты могут оказаться бессмысленными.
____________
Внимание, необходима консультация специалиста!