Почему один человек может быстро продумать каждый шаг, распределить время на его выполнение, а другому сложно даже представить, как приступить к задаче? Психологи уверены, что проблема в неумении планировать и выделять важное. И формируется она ещё в детстве. Уже в младших классах ребенок должен уметь расставлять приоритеты. Как его этому научить? Специалисты школы Hello world собрали 6 техник, которые помогут.
Почему необходим навык планирования
Некоторые папы и мамы недооценивают навык расстановки приоритетов, полагая, что у ребенка должно быть детство и берет на себя эту задачу. Но планирование связано с постановкой целей и их достижением.
Это способность эффективно распределять время на ближайшие и отдаленные перспективы с учетом важности задач и с целью выполнения дела до конца. Иными словами, человек умеет отделять главное от того, что может подождать.
Поэтому так необходимо вырабатывать навык у ребят уже с первого класса. Ведь учителя все разные и требования тоже. Нередко в школах происходит так, что кто-то из педагогов нагружает уроками. Задания необходимо выполнять, но не в ущерб остальным предметам и внеклассным кружкам. А дома еще хочется вместе с мамой испечь пирог, дочитать интересную книгу или просто отдохнуть.
Техники ранжирования
Теперь давайте рассмотрим, какие техники помогут выработать навык определения приоритетов. Мы собрали несколько вариантов, которые используют специалисты в области тайм-менеджмента:
1. Метод определения ключевого, обязательного, неважного. Для этого необходимо прописать задачи на листе. Затем выявить значимую работу с учетом ключевой цели. Например, сдача ежегодных нормативов, чтобы в перспективе стать спортсменом. Тогда – упор на тренировки.
Далее определяются обязательные занятия, от которых невозможно отказаться – школьные уроки. На третье место отправляется незначимая деятельность – переписка в чате, чтение книг, прогулка с друзьями.
2. Техника сопоставления или метод пузырьков. В основе способа лежит сравнение. Ученик также берет листок бумаги и прописывает дела по парам.
Например, нужно решать задачи, чтобы написать контрольную работу и создать аппликацию. Далее определить. Важнее контрольная, поэтому готовиться нужно к проверке. Затем опять – аппликация или перевод текста с русского на английский. Иностранный язык важнее, поделку оставляем на потом и т.д.
3. Метод Эйзенхауэра.Дела распределяются по степени важности и срочности. Главное, научится понимать, что важное, а что срочное. Эти два понятия часто путают. Важность – это та деятельность, которую можно отнести к ключевой. От выполнения которой будет зависеть дальнейшая жизнь. Например, все та же сдача переводных нормативов.
Срочными считаются те задачи, невыполнение которых грозит неприятными последствиями.
Если ученик не сбегает в аптеку за лекарством для бабушки, то результат может быть самым неприятным. Это дело считается срочным, но не важным с точки зрения ключевых перспектив.
4. Договори и составление семейного кодекса приоритетов. Например, на первом месте выделяют срочные дела – забрать младшую сестру из садика, если родители задержались. Второе отводится под ключевые задачи – поступление в спортивный вуз, соответственно идет целенаправленная подготовка. На третье выходят обязательная деятельность – сдача ЕГЭ. На четвертое место – бытовые моменты: поливка цветов, покупка продуктов в магазине и т.д.
5. Метод MoSCoW. Эта техника является одним из способов расстановки приоритетов в тайм-менеджменте. Здесь все задачи делятся на четыре части:
- must do – обязательные;
- should do– то, что нужно, но нет сильной срочности и не так важны;
- could do– задачи, которые если не выполнить, то ничего не случится;
- won`t do – то, что можно не делать совсем.
6. Ранжирование предметов.И последний способ, который поможет четко определить важное и не требует постоянного прописывания на бумаге. Ученик составляет рейтинг предметов и делит их на три категории:
- первостепенные – подготовка к ЕГЭ;
- любимые – нравятся и хорошо идут;
- предметы, которые не являются ценными – плохо идут и не нужны в перспективе.
Уважаемые читатели, ваши ребята умеют расставлять приоритеты? Если да, то, какие методы они используют? Делитесь в комментариях.
Ещё по теме:
Как спрашивать ребенка о школьном дне, чтобы получать полные ответы, а не короткие отговорки
Почему ребенку трудно дается английский: как помочь школьнику быстрее освоить язык