ПЕРЕДАЧА ЗНАНИЙ В ТРАДИЦИОННОМ ОБЩЕСТВЕ
С переходом к земледелию и оседлому образу жизни люди начинают производить пищу в количестве, которое превышает потребности физиологического минимума. Общины не только становятся более многочисленными, но в них происходят и качественные изменения. Процентов 15-20 сельскохозяйственной продукции теперь можно отчуждать в пользу людей, которые не занимаются земледелием, – кузнецов и музыкантов, гончаров и ткачей, писарей и профессиональных воинов.
Не только в земледелии, но и в других профессиях накапливается значительный объем знаний – от чисто практических, с нашей точки зрения, до относящихся к мифологическому уровню.
Но, как и в первобытном обществе, младшие члены общества могут усваивать знания только двумя способами: непосредственно следуя примеру старших и опытных и заучивая нужные тексты на память. Такое обучение по-прежнему занимает много лет, и начинать его приходится рано.
Поэтому транслятором знаний, необходимых для овладения той или иной профессией, становится семья – из поколения в поколение сыновья наследуют навыки отцов.
Профессиональные сообщества существуют рядом друг с другом, но живут замкнуто – их члены предпочитают селиться вместе, заключать браки в своей среде и так далее.
Сменить профессию можно только в том случае, если навсегда покинуть свою семью и род и присоединиться к другой.
При этом между сообществами устанавливается сложный, но устойчивый и регулярный обмен товарами и услугами, количественные соотношения в котором долгое время регулируются традицией, а не денежным эквивалентом.
Каждый род занятий имеет своего покровителя – божественного предка, некогда открывшего секреты профессионального знания и передавшего их своим потомкам.
Эти знания становятся ячейками матрицы нового социокода, причем каждая такая ячейка «шифруется» именем бога-покровителя, а вся матрица в целом приобретает вид большой семьи богов.
В этой семье есть, например, бог-кузнец, бог-врачеватель, богиня-ткачиха и так далее, и все они приходятся друг другу супругами, родителями и детьми, дедами и внуками, братьями и сестрами, дядьями и племянниками...
Главой же этой семьи является верховный небесный бог, он же – покровитель верховной земной власти.
Такой социокод М. К. Петров называет профессионально-именным, или «олимпийским», так как в европейской культуре эта матрица наиболее наглядно представлена семейством древнегреческих богов, обитающих на горе Олимп.
Профессионально-именная матрица, с одной стороны, достаточно консервативна, но с другой, при необходимости она может быть и гибкой. Чтобы узаконить какой-нибудь новый род занятий, достаточно «принять» в семью богов нового члена (так было, например, с покровителем виноградарства и виноделия Дионисом – восточным божеством, ставшим сыном греческого Зевса).
Текст знаний, который транслируется в кругу семьи от отца к сыну, также способен включать удачно найденные новшества, которые позволяют рационализировать профессиональную деятельность. Но появление такого новшества должно быть объяснено либо как откровение бога-покровителя, либо как обнаружение знания ранее известного, но случайно утраченного. Разумеется, профессиональное знание обладает и свойством «забывания», способностью избавляться от морально устаревших элементов.
Знания все более усложняются по мере развития традиционных обществ, и на месте прежних появляются все новые профессиональные занятия. Например, ткачи могут разделиться на тех, кто производит льняное полотно, и тех, кто делает шелковые ткани, а первые, в свою очередь, могут специализироваться на изготовлении грубоватого дешевого полотна для таких же горожан или дорогого и тонкого – для аристократии.
Нужно сказать, что знания каждого профессионального сообщества остаются только его достоянием – неким аналогом тех «настоящих» мифов первобытных времен, которые запрещено сообщать посторонним. Чужое же знание не только недоступно, но нередко представляется опасным. Читатели сами могут вспомнить, например, о том, что деревенские кузнецы – типичные носители такого чужого знания – выступают как могущественные колдуны одинаково и в африканских сказках, и в гоголевской «Ночи перед Рождеством».
Войны, природные катастрофы и общественные кризисы нередко разрушают эту высоко специализированную структуру или приводят к её упрощению.
Но сам принцип трансляции знания сохраняется и тогда, когда «гибнут» такие профессии, как писцы-чиновники или ювелиры. И, поскольку кризисы не затрагивают базовый набор социальных функций, а значит, и саму структуру экономических элементов, общины восстанавливаются почти в неизменном виде и в прежних границах.
Но из кризиса, случившегося на рубеже II и I тысячелетий до н. э. в районе Эгейского моря, выход был найден совсем на других путях.
В результате катастрофы, которую принято называть «Катастрофой бронзового века», резко сократилась численность населения, и единицами социальности стали небольшие царства, а то и вовсе семейные хозяйства.
Объем необходимых для общества профессиональных знаний тоже сократился – в частности, на несколько веков исчезла письменность, – но все же не утратился полностью.
Поэтому в греческом обществе «тёмных веков» появился совершенно новый тип людей – тех, кто мог владеть несколькими профессиями одновременно и был способен при необходимости быстро осваивать новые.
Читайте в канале Хакнем Цикл статей "История экономики"
Часть 1 здесь
Часть 2 здесь
Часть 3 здесь
Часть 4 Откуда взялись первые цари древности
Автор: #медведев_александр , биофизик, выпускник Физтеха (МФТИ), кандидат биологических наук, бывший эксперт отдела экономического анализа банка. Автор книги "Как появилась рыночная экономика". Пенсионер, 65 лет.