Когда едешь из аэропорта в отель, не возникает желания гулять по городу… За окнами автобуса неприглядный пейзаж: грязно-серая пустыня; редкие островки цивилизации сменяются замусоренными пространствами; гектары долгостроя; дома с уродливой арматурой, торчащей из крыш.
Ну ладно, мы и не такое видели.
По мере продвижения по Вилладж Роуд становится веселее. Территории от дороги до моря занимают огромные утопающие в зелени резорты.
К сожалению, отели чередуются с пустырями и все тем же заброшенным строительством. Из потерь — закрытый «Golden Five». Перспективы любимого многими россиянами отеля туманны.
Long Beach Resort предпоследний по дороге на юг к курортам Cахл-Хашиш, Макади-Бей, Сома-Бей, Сафага.
Наверное, отдельные смельчаки могут вечерком выйти погулять, хотя идти совершенно некуда.
Относительный «движ» начинается от «Альбатросов» (7 км); до туристического центра — 20 км. Теоретически ходит маршрутка, практически — только такси.
Любителям ночной жизни нужно выбирать локацию не дальше «Аквариум Гранд», а лучше прямо на улице Шератон (Sheraton Rd) возле отеля Swiss Inn.
Наш заранее согласованный культурный план включал поездку в Луксор и индивидуальную экскурсию по Хургаде из 4-х объектов: Коптская церковь, мечеть Эль-Мина, Музей Древностей, Марина.
Увы и ах! Мы не смогли найти гида с транспортом способного показать город. В группе — пожалуйста: 25 $ обзорная + 25 $ музей.
Из всех достопримечательностей Хургады меня больше всего интересовала Коптская церковь, посещение которой в программу экскурсии не входит.
Пришлось воспользоваться услугами такси.
Начали в Эль-Дахар, совершенно аутентичном районе Старого города. Никакой курортной жизни здесь в помине нет. Лавки с товарами повседневного спроса, аптеки, кафе-забегаловки, административные здания и пр.
В Coptic Cathedral of Saint Shenouda (Коптская церковь Святого Шенуте Атрипского) нас сопроводил вызванный водителем юноша, вполне прилично говорящий по-русски. Внутрь не заходил; сразу обозначил, что он мусульманин.
В 1922 году храм построили англичане, работавшие на нефтяных месторождениях. Когда скважины истощились, сотрудники уехали, передав церковь местным коптам.
Считается, что копты прямые потомки древних египтян.
Само слово «копт» происходит от греческого Αἰγύπτιος — «египтянин» и пришло вместе с армией Александра Македонского.
По официальным данным коренное население, исповедующее христианство составляет 8-9%, ~ 6 миллионов человек; общественные организации и епархия заявляют о 10-20 миллионах. В правительстве Египта ни одного копта нет.
Как гласит предание, апостолы и ученики Иисуса разошлись по миру для проповеди христианского вероучения. Фома отправился в Парфию, Иоанн — в Малую Азию, Андрей — в Скифию, Марк — в Египет. В Александрию ученик апостола Петра прибыл в 47-48 гг. и основал церковь, старейшую из епископских престолов. В апреле 68 года Евангелист Марк был зверски убит толпой язычников. Его мощи покоились в Александрии до 828 года, пока их не похитили венецианские купцы. Символом Святого считается крылатый лев.
Распространению христианства способствовало и соседство с Израилем. На берегах Нила разворачивались многие библейские сюжеты.
Вся история коптов - борьба и страдание за веру. Например, неофициальное летоисчисление они ведут с начала «эры мучеников»; 284 год - восшествие на римский престол императора Диоклетиана.
В середине V века монофизитская Коптская церковь вышла из под господства Византии. С 451 года она существует самостоятельно, со своими богословскими и литургическими традициями. Большинство прихожан называют себя православными.
Коптская и Московская патриархии находятся в постоянном диалоге. Поговаривают даже об объединении церквей.
Возможно, это многовековые поиски «надежного плеча».
После арабского завоевания (VII век) до наших дней положение христиан в Египте остается сложным: теракты в церквях; убийства священников; нападения на паломников. Периоды гонений и дискриминации сменяются относительно спокойными годами свободы и расцвета.
Коптская церковь Святого Шенуте Атрипского удивительный объект близкой нам культуры в сердце мусульманского города.
Храм окружен внушительным забором, охраняется весьма серьезно.
Внутреннее убранство простое: беленые стены; резные панели скромного иконостаса. Алтарь ориентирован на восток.
Особая «наивная» иконопись: человеческие фигуры плоские, пропорции не соблюдены, детали прописаны нечетко. Иконы трогательные, как рисунки детей.
Кресты имеют удивительную форму. Они ориентированы в двух направлениях, откуда не посмотри — видишь объемный Крест.
Женщин впускают без платков и юбок.
По стилю и атмосфере ни разу не РПЦ.
Копты очень доброжелательные и улыбчивые. Кроме того, мы попали на мероприятие в формате «веселый утренник в детском саду».
Детишек много, с ними поют и танцуют воспитательницы. Никакого теологического бубнежа.
Родители наблюдают за происходящим с балкона.
В 240 км от Хургады есть еще два объекта, относящихся к коптской культуре — монастыри Святого Павла и Святого Антония, построенные в XIII веке.
С удовольствием съездила бы, но экскурсию предлагали только на субботу, наш день отъезда.
Закончив осмотр (~ 20 минут), вернулись к месту стоянки нашего такси. Максимально деликатно отклонили многочисленные предложения посетить базар (а зря, нужно было заехать) и направились к мечети Эль-Мина.
Она находится на берегу моря в районе старой Марины и называется также «Портовой». Открыта в 1968 году, до сих пор остается самой большой в регионе.
Очень красивое сооружение из светлого камня с 25-ю резными куполами и 2-я минаретами.
Интересно, как там внутри? Говорят, интерьер роскошный. Полюбоваться могут только мусульмане, соблюдающие строгий дресс-код (дяденьки в дишдашах).
От Эль-Мины начинается Саккала (Новый город).
Здесь вотчина туристов. Рестораны, кафе, магазины ориентированы исключительно на отдыхающих.
Главные променады — набережная Марина, улицы Шератон и Эль-Мамша.
Abu Tig Marina — европейское место: чистая тротуарная плитка, мусор в урнах, цветные домики-апартаменты, яхты разного водоизмещения, кораблики и батискафы для прогулок.
После Эль-Дахар — другой мир. Днем немноголюдно, после захода солнца жизнь должна бить ключом, для этого все есть.
Пока мы гуляли и пили кофе, музей Древностей закрылся на сиесту. Да, такой график работы: утро 10-13, вечер 17-22.
Таким образом, за 2.5 часа мы получили общее представление о Хургаде-туристической и осмотрели Коптскую церковь.
Все это время такси было в нашем распоряжении.
Заплатили 25 $, первоначально договаривались на 20 $, но решили дать «на чай» за отличное обслуживание и аккуратное вождение.
На прощание услышали слоган сезона: «Спасибо, что приехали. Теперь у нас все будет хорошо».
В 6-ти км от Long Beach есть большой торговый центр «Сензо Молл». Народ ездил активно и возвращался с покупками. Такси туда/обратно — 10 $. Мы шоппингом не занимались, проезжали мимо на пути в Луксор. ТЦ выглядит вполне современно.
У меня на следующий визит в Хургаду отложены: музей Древностей, коптские монастыри Святых Павла и Антония. Придется ехать еще раз!
Спасибо за внимание!