Найти тему

Рыжий взгляд в Конституцию. Часть 5

Мяу, Мои покорные слуги. Это последняя часть беглого анализа трёх текстов Основного закона Беларуси – действующего и двух проектов: конституционной комиссии, опубликованной на сайте Круглого стола демократических сил, и оргкомитета по созданию движения «Гражданское согласие». Здесь Я обещал показать, что Президент остаётся значимой фигурой и в будущей политсистеме Беларуси. И сделаю это с разбивкой на каждую из ветвей власти. Разве что по ВНС не буду говорить, поскольку, как Мне это видится, в верхах до сих пор нет окончательного мнения по поводу его (ВНС) избрания и полномочий. И то не факт.

Парламент. В проекте КК ничего не изменилось. Президент, как предполагает КК, так и продолжит назначать восемь членов Совета Республики. В принципе, при таком раскладе опасаться отсутствия «своих» депутатов нижней палаты особо нечего. Другое дело однопалатный парламент, предложенный ГС. До ноября 1996 года, когда Верховный Совет был однопалатным и полностью выборным, существовал институт полномочного представителя Президента в Верховной Совете. Поэтому при оптимизации Совета Республики к институту полпреда логично вернуться. Думаю, это можно сделать, не увеличив при этом штатную численность администрации Президента. Аналогично – при воплощении предложенного Мной сценария. С сохранением и одновременном сокращении состава Совета Республики.

Совмин. Как мы помним таблицу из части 2, Президент, согласно проекту КК, назначает и освобождает главу правительства, а по предложению уже новоназначенного Премьер-министра – иных членов главного исполнительного органа страны. Да, с согласия обеих палат Нацсобрания, но всё же. Кстати, если кто-то из КК Меня читает, поясните, пожалуйста, соотношение двух норм: «Президент…с предварительного согласия…освобождает от должности Премьер-министра» и «Президент…принимает решение об отставке Правительства…». Это понимать как? Президент имеет право уволить Совмин, но обязан поручить формировать новый состав тому же Премьеру, которого он – Президент – не может уволить без предварительного согласия обеих палат? Или чтобы уволить Совмин, Президенту нужно предварительное согласие всего Нацсобрания, но тогда о каком принятии решения (а оно, судя по тексту, подразумевается единоличным) речь? Или это что-то третье? Ибо Мои лапки в недоумении раздвигаются в разные стороны вверх подушечками.

В принципе, ГС говорит о том же, за исключением согласия от Совета Республики. В целом, оба проекта правильно трактуют усиление кадровых позиций Совмина. Единственное, что Я бы предложил добавить – это «правительственную квоту» Президента. В Конституции РФ (с учётом поправок, принятых в июле 2020 года) эта квота включает в себя назначение Президентом глав Минобороны, МВД, юстиции, МИДа, МЧС и директора ФСБ (после консультаций с Советом Федерации – пп. д, д1 ст.81). Конституция Украины включает в такую квоту двух министров – обороны и иностранных дел. Белорусская «президентская квота», на Мой взгляд, вполне может состоять из министров обороны, МВД, МЧС и председателя КГБ. Единоличное назначение этих членов правительства или после консультаций – вопрос обсуждаемый. Да, замы глав перечисленных ведомств предлагаю назначать Правительством с предварительного согласия Президента. И тогда отставка этих должностных лиц должна бы проходить по аналогичной назначению процедуре.

Местная власть. Как мы помним, местные Советы есть орган местного самоуправления, поэтому говорить в контексте президентской компетенции есть смысл только относительно исполкомов. КК вновь считает, что с порядком назначения и освобождения глав рай- и облисполкомов всё нормально, а потому должно остаться как есть. Т.е. всех их назначает и увольняет лично Президент. ГС уже минимум в третий раз проводит ту же схему: говорит «А» (исключает положение о назначении глав ОМУ Президентом либо в установленном им порядке), но дальше отсылает, по-видимому, к новому закону о местном управлении и самоуправлении, который будет принят на основании новой Конституции (не говорит «Б»). Короче, где мои пять рублей?

В прошлой части Я сказал, что главы районных и областных исполкомов предложил бы избирать из определённого заранее подготовленного списка кандидатур. И что списки при таком раскладе формируются для разных уровней по-разному. Вот они, эти сценарии:

1) для районных (Мозырь, Узда, Волковыск и т.д.) и городских областного подчинения (Жодино, Барановичи, упомянутый ранее Бобруйск и т.д.) список кандидатур формируется Президентом по представлению соответствующего губернатора;

2) кандидатуры самих губернаторов и мэра Минска будут вноситься в список Президентом по представлению помощника Президента по этой области/г.Минску;

3) главы администраций районов в городах могут только назначаться ввиду, как Я говорил, отсутствия там местных советов. Назначаться они будут тоже Президентом по представлению соответствующего мэра.

Главу любого района/города областного подчинения/области/района в городе Президент сможет уволить по аналогии с принятием решения об отставке правительства. Но назначить новых, как и с Совмином, станет труднее. Но зато увеличит устойчивость политстроя за счёт более полного обеспечения системы сдержек и противовесов.

Вот и весь мини-цикл. По крайней мере, до опубликования «чистового» проекта Конституции для общественного обсуждения. Возможно, у кого-то из вас остались вопросы, кто-то подловил Меня на противоречии – не стесняйтесь, конструктивная критика приветствуется. А коли вопросов нет – всем спасибо, все свободны.

Мяу!

#кошмарсик #рыжий взгляд