В период раннего Средневековья к востоку от Каспия усилилось кочевое государство тюрок-огузов. Как это водится в степных государствах, через некоторое время их население увеличилось, и на всех земли стало уже не хватать. Отсюда войны.
Огузы некоторое время сражались друг с другом. Но затем самое слабое племя, ведомое знатным человеком по имени Тогрул-бек из рода Сельджука, форсировало Сырдарью с намерением стать на службу тюркской афганской династии Газневидов. Но могущественный султан этой мусульманской державы, сам по происхождению тюрок-карлук, отказал своему сородичу иного племени, после чего началась война.
Сельджуки истощили своего врага постоянными нападениями и за несколько десятилетий создали империю, подобную которой не знал ранее исламский мир. В конце 1020-х годов они боролись в Средней Азии за свою жизнь, в 1071-м году на востоке Анатолии повергли при Манцикерте Византийскую империю, а в 1080-1090-е годы сражались с египтянами за Палестину. Багдадский халиф теоретически продолжал править, а по факту лишь благословлял на царство очередного правителя тюрок.
Из-за стремительной феодализации сельджукского государства уже в начале 12-го века начался его быстрый распад. Каждый из местных эмиров полагал себя не ниже халифа, султана или императора и переставал подчиняться центральной власти. Возникло множество княжеств, которые продолжали делиться.
Впоследствии стартовали объединительные процессы. После их завершения возникли две крупные тюркские державы: Сефевидская Персия, наследниками которой являются полностью тюркский Азербайджан и наполовину тюркский Иран; и космополитичная Османская империя с тюркским этническим ядром. Но почему же не появились другие тюркские страны, например, в Сирии и Ираке? Учитывая, что их территория тоже была захвачена сельджуками и управлялась эмирами из этого народа.
Причина состояла в том, что тюрки были кочевниками и тяготели к географическим регионам, где было возможно массово выпасать скот. В Центральной Анатолии и Азербайджане они нашли прекрасные места для поселения и очень быстро составили там большинство. Местное население, которое говорило по-гречески или по-персидски, в скором времени было тюркизировано.
Оставшаяся часть Ближнего Востока не подходила для массового скотоводства по климатическим условиям. Либо подходила, но те или иные оазисы были слишком маленькие и не имели возможности прокормить много людей. Когда Тогрул-бек, основатель Сельджукской империи отдал приказ своим людям идти на войну в Сирию, то вольные кочевники ответили ему так:
«Эта земля разрушена, здесь нет ни еды, ни фуража, и у нас не осталось средств. Мы не можем [бесконечно] оставаться на спинах своих лошадей. Что, если наши семьи, лошади и животные придут, но наше отсутствие затянется? Мы должны навестить наши семьи, поэтому мы просим разрешения вернуться к ним и отправиться в отведенное место для поселения».
Иными словами, тюрки не могли долго воевать и жить там, где не было соответствующих природных условий, благоприятных для их стад. Зенгиды и Артукиды, сельджукские династии, правившие в Сирии, Северной Месопотамии, Восточной Анатолии и Армении были вынуждены посадить своих людей на землю уже в первые десятилетия после завоевания.
Их воины (вчерашние кочевники) стали жить в городах региона, а не в селах и сформировали служилое сословие – дворянство. Однако, относительно коренного населения, их численность была довольно низка. В результате эти люди ассимилировались через несколько поколений и в дальнейшем считали себя персами или арабами. Даже приток свежей тюркской крови из Великой степи в виде мальчиков-гулямов не смог остановить этот быстрый процесс.
Тогда как в Малой Азии и Азербайджане имелась степь. Там тюрки поселились в сельской местности, размножились и после этого заселили и ассимилировали окрестные города. Случилось это, довольно поздно, кстати. До 16-го века в данных регионах преобладали кочевники, да и в 19-м столетии (а в Центральной Турции – и по сей день!) имелось много полукочевников-скотоводов.
А в Сирии и Ираке, где были созданы мелкие сельджукские военные колонии, для роста населения не было никаких условий. Поэтому сирийские и иракские туркмены, потомки завоевателей 11-го столетия, в соответствующих странах довольно немногочисленны. Они так и не смогли добиться численного перевеса над курдами и арабами. Тюркских Сирии и Ирака так и не возникло.
#сирия #ирак #сельджуки #турки #азербайджан