Легендарный американский управленец Чип Берг заслужил своей работой неофициальный статус «спаситель крупных корпораций». На его счету их было всего две, зато их названия известны всем — Levi’s и Procter & Gamble. Рассказываем его историю и правила жизни, которые помогли добиться впечатляющих результатов.
Бедность и спорт
Берг родился в небогатой семье, в пригороде Нью-Йорка. Его отец был специалистом по продажам в NBC, а мать — учительницей начальных классов. Атмосфера в доме была напряженной из-за алкогольной зависимости отца. Тем не менее, в школе он делал вид, что все в порядке и старался хорошо учиться, несмотря ни на что.
«Тот факт, что я рос не в самой благополучной семье, отчасти стал причиной моего увлечения спортом, особенно его командными видами, когда ты окружен друзьями и у тебя есть поддержка. Спорту я обязан тем, что всегда хочу побеждать. Я люблю соперничество. Не тот вид соперничества, когда ты готов подставить конкурента. Я предпочитаю честную борьбу, но мне нравится выходить из нее победителем», — говорит он.
После школы он закончил колледж Лафайетт в Пенсильвании, а затем четыре года служил в ВВС США. В 1983 году вышел в отставку в чине капитана. На службе он сформировал для себя 10 правил, которым следует на протяжении всей своей карьеры. В армии Берг впервые понял, что «одно только твое звание не убедит солдат следовать за тобой, как за лидером». Эти правила помогли ему изменить ситуацию. И именно благодаря им Берг смог вернуть былое величие компаниям Procter & Gamble и Levi’s. И поэтому за ним закрепился неофициальный статус «спасителя корпораций».
Те самые 10 правил
Лидер всегда ест последним
По словам Берга, здесь все просто — хороший лидер сначала позаботится о подчиненных, а уже потом о себе. Кстати, краткий пересказ книги «Лидеры едят последними» (где высказывается схожая идея) можно прочитать в нашем разделе «Библиотека»
Никогда не просите подчиненного сделать то, чего не готовы делать сами
Здесь есть дополнение — сильный лидер не заставит солдата делать то, чего не понимает и с чем не сталкивался сам ранее.
Необходимо занять высоту
Занять возвышенность — значит, понимать, что происходит и видеть ситуацию в комплексе. Свои «высоты» существуют и в бизнесе. Например, ими может быть лидерство в продуктовой категории или соответствие собственным ценностям.
Средняя скорость — средние результаты
По мнению Берга, скорость — это правда важно. Он советует всегда устанавливать четкие дедлайны и создать ощущение безотлагательности. По его мнению, только так можно получить более высокие результаты.
Лучше ошибиться, чем ничего не делать
Берг не отрицает необходимость принятия решений без эмоций, спешки и с достаточным количеством информации. Но в то же время, он подчеркивает, что ситуации с «на 100 % собранной информацией» не будет никогда. А желание получить как можно больше данных парализует работу компании. Из этого принципа вытекает следующий.
Если сомневаетесь, атакуйте
Если ваша компания не проявляет инициативу и не развивается, вас обязательно победят конкуренты. Поэтому, нужно действовать.
Никогда не уходите в оборону
По мнению Берга, контратака — лучший ответ на угрозу. «Врагу сложнее попасть в движущуюся цель, чем в неподвижную», — говорит Берг.
Внимательно относитесь к деталям
Реальное положение дел в военной части можно понять по состоянию техники. А на действительное положение дел в компании укажут незначительные (на первый взгляд) детали. «Ищи дисциплину в неожиданных местах и ты найдешь тех, кто, скорее всего, будет показывать великолепные результаты всегда», — формулирует Берг.
Всегда должен быть план Б
Рассчитывать только на то, что все пойдет идеально, как минимум, недальновидно. Запасной вариант поможет не терять время и действовать сразу, если все пойдет не так (как часто и случается).
Лидер должен быть на передовой
Сильный руководитель всегда находится в гуще событий (во всех смыслах) и не боится «запачкать руки». В бизнесе тоже есть «передовая» — это зона основной деятельности компании. Берг советует чаще покидать комфортный офис и общаться с рядовыми сотрудниками и клиентами. Благодаря этому, вы будете знать, что происходит на самом деле.
Результат «Правил Берга»
Принципы ничего не стоят без результатов. Лучшее доказательство эффективности принципов Чипа Берга его действительно впечатляющая карьера.
В 1983 году он пришел в Procter & Gamble на должность ассистента отдела брендинга. Он проработал в компании 28 лет, в разных отделах и структурных подразделениях. В 2009–2011 годах был президентом группы брендов средств личной гигиены. А в 2011 году возглавил Levi’s. Под его руководством в 2019 году компания провела IPO и была оценена в $6,6 млрд, что на 35% выше первоначальной оценки.
Берг стремится подавать пример подчиненным. Так, он считал, что потеря взаимопонимания с потребителями стала одной из главных проблем Levi’s. Он решил перенять привычную для P&G практику и стал регулярно встречаться и беседовать с покупателями. Во время одного из таких разговоров покупательница сказала, что «джинсы других брендов носишь, а в джинсах Levi’s живешь». Берга так вдохновила эта фраза, что он сделал ее рекламным слоганом компании.
Берг советует смотреть на команду как на единое целое и постоянно искать способы сделать ее сильнее. «Я никогда не жалел о том, что уволил кого-то слишком рано, — отмечает он. — Но бывало, что я жалел, что сделал это слишком поздно». Когда Берга спросили, что бы он изменил в своем резюме, он ответил, что назвал бы свою нынешнюю должность иначе — «генеральный директор по ценностям».
Понравился материал?
Полезная статья? Каждую неделю на РБК Pro выходят более 100 экспертных материалов по 11 разным тематикам: менеджмент, маркетинг, продажи, HR, право, ИТ, финансы, инвестиции, логистика и саморазвитие. Подписчики РБК Pro также получают доступ к эксклюзивным переводам статей Bloomberg, The Economist, Financial Times и онлайн-мероприятиям: лекциям профессоров MBA, встречам Клуба инвесторов, деловым трансляциям и вебинарам. Оформите пробную подписку на 30 дней всего за 1 рубль.