Итак, сегодня напишу на необычную, но очень актуальную для меня тему. И впервые здесь. Локдаун. Раньше самоизоляция. Думаю, что волна вируса будет не последней, и будет найдено еще одно слово обозначающее сидение дома, не распространение вируса и т.д. Но, речь-то, собственно, не об этом. Недавно, мне написала одна общая знакомая, работающая в сфере обслуживания и в силу этого оказавшаяся опять без работы. По образованию она инженер- технолог, но в силу семейных обстоятельств вынуждена была уйти с работы и найти другое место, более приближенное к дому. После, семейные обстоятельства закончились и вопрос с нормальной работой вернулся опять. Знакомая винит во всем эпидемию и связанные с ней ограничительные меры. А я вот после разговора с ней решила, что не всегда виноваты обстоятельства. Иногда виноваты мы сами, не посмотрели, не почитали отзывы, не познакомились с направлением деятельности нашей компании. Вчера, после новостей о завершении нерабочих дней- Я поняла с какими явлениями мне не хотелось бы еще раз столкнуться в своей трудовой деятельности. Да, многие вещи можно выяснить только постфактум, после трудоустройства. Но возможно, кому-то из прочитавших эту статью придет в голову что-то изменить в своей жизни, понять когда лучше уйти, да и другим компаниям, столкнувшимся с организацией типа Х, будет понятно, как действовать и куда обращаться. Да и в жизни тоже. Пригодится любому, кто хоть раз в жизни работал. Почему именно сейчас. Жизнь изо дня в день учила меня не доверять людям и ни на кого не полагаться, особенно финансово. Разложу это на примерах организации Х и Н (так, сказать, почему не сравнить, когда есть с чем). В общем, мысль об этом возникла давно. Но клоунада с самоизоляцией мотивировала, как никогда. Пример расскажу на основании слов той же знакомой. И добавлю кое-что из своего опыта. Попробую это хоть как-то систематизировать.
1.Организация Н.
С вами провели собеседование, забрали документы, Вас оформляют быстро, так как заинтересованы, работодателю нужно срочно закрыть направление, где не хватает человека.
Организация Х.
Вы переписываетесь с вашим руководителем, потом встречаетесь, потом опять переписываетесь, вы так и не знаете, взяли вас или нет. Документы не спрошены, о состоянии здоровья и вашей безопасности для окружающих никто даже и не спросил. А идете Вы не в конторку рога и копыта.
2. Организация Н.
Сведения о вакансиях висят в открытом доступе. отзывы бывших работников и об организации в целом есть. При прохождении собеседования вы абсолютно в одинаковых условиях с соискателями. Все отрыто и прозрачно.
Организация Х.
Много воды о деятельности компании, чем в итоге занимаются и чем конкретно вы можете им пригодится, не понятно вообще. Отзывов прошлых сотрудников нет ни за один год. Возможно их расстреливают, сразу после выхода из этой богом забытой организации.
3. Организация Н.
Вы пришли на то, место, на которое заявлялись. Вы знали с чем придется работать. Это Вам в кайф и интересно и дальше будет интересно. Ваши интересы, образование, на первом этапе все совпало. И рабочее место готово. Вас ждали. Но вокруг вас никто не прыгает.
Организация Х.
Вы работали в полиции с преступниками и прочими тяжелыми личностями. А вас берут на публичную должность, в загс, где надо радостных новобрачных встречать. Вам дискомфортно, рабочего места нет, чужие бумаги и т.п. и т.д. Да и направление не ваше. Любой человек в разуме в службе кадров, руководитель, это поймет. Итак, дискомфорт с первого дня признак, того, что что-то пошло не так.
4. Организация Н.
Вы читаете о том, как ладить с новым коллективом. Слушаете окружающих, спрашиваете совета. С чем-то знакомитесь полностью самостоятельно, так как все загружены и это нормально. В сложных, непонятных новичку моментах к вам подключают сильного спеца, который, пока контролирует важные документы. Вы читаете доп. материалы и задерживаетесь, абсолютно добровольно, в первый же день. Уходя с работы вы обдумываете ваши дела, о том, как и что было лучше сделать, написать и т.д.
Организация Х.
Вы сидите на одном месте. Доп. материалов нет. Вы еще ни с кем не познакомились. О работе по существу речи вовсе не идет. И мыслей о ней тем более.
5. Организация Х.
Дружненький, много лет сложившийся коллективчик. О таком надо сразу узнать на собеседовании, и если вам расскажут о многих людях проработавших вместе более 10 лет, приготовьтесь, вероятно Вам придется трудно. А возможно, вы и вообще не приживетесь.
Сразу скажу, не люблю такое. Клановость, как в Индии дает о себе знать. Вас как дружно любят, так и дружно гасят, если что-то пойдет не так. Причем гасят как новых, так и старых сотрудников. Чуть ли не с первого дня вам вываливают все сплетни. Кто чья любовница и сколько у зама детей от любовницы, а сколько от жены, не прошло и 5 минут и вы уже знаете обеих в лицо. Кто у кого мужа увел и на этой почве дезорганизован целый отдел. Потом новости о чужой личной жизни будут сыпаться вам в уши помимо воли, хотите вы это знать или нет. Но знать будете. И очень уж сильно пытаются подружиться.
Организация Н.
Спокойный коллектив, где много работы. На сплетни просто нет времени. Но атмосфера доброжелательная. В десна, конечно, не бьются и в кафе в месте не ходят. Но над важным документом с вами посидят и по дороге домой вместе посмеются. Мне лично, для настроя этого больше, чем достаточно. Спустя полтора года сидения в одном коллективе случайно узнаете, что ваша коллега платит ипотеку, а у заместителя начальника уже двое детей, пока он в Москве работает. О том, откуда дети, не изменила- ли ему случайно жена, речи не идет. И знаете почему? Работы до фига. В курилке помимо погоды, обсуждают Майдан или вроде того.
По-моему, не надо объяснять почему и из какой компании лучше смыться, либо молчать, как рыба, если нет другого выхода, вас держат деньги, расположение организации. Иначе новости полетят и про вас тоже.
6. Организация Н.
Скрытые конфликты интересов. Спустя время, вы приблизительно понимаете, кто в коллективе в каких отношениях, занимаете нейтральную сторону и никуда не лезете. Самоустраняетесь и просто сосредоточены на существе работы. Ваши интересы не страдают, конфликтующие стороны сами разбираются между собой.
Организация Х.
Вы не знаете и не знали, что вами, например, хотели кого-то заменить. На новом-то месте. А вот человек, которого хотели заменить, знал, и начальник знал и хотел этого. И столкнул Вас лбами. Вместо того, чтоб обсудить с вышестоящим руководителем обстановку в коллективе и суметь принять решение, до прихода новичка. И не пытаться его убрать руками нового человека, в связи, с отсутствием собственных.Конфликт и нервная обстановка Вам обеспечены, не говоря уже о том, что в коллективе, где ведутся такие игры, тяжко и Вам придется.
7.Организация Х.
Заменить? Этот человек умеет рисовать табличку. И у него дружеские отношения с банковским отделом на 8 этаже. Его нельзя увольнять, даже если он замучил своими сплетнями и доносами весь коллектив. Но табличка, личное знакомство с кем-либо, это- повод терпеть противного человека, которого не кем заменить. Хвост уже давно вертит собакой. Хвост уже давно начальник всей оставшейся собаке. И Вами тоже. Нравится? Каждый сам решает.
Организация Н.
Заменимость людей. Да. Переводились по системе. Уходили лучше Вас. Уходили хуже Вас. Кто-то судился. Так или иначе, свет клином не сошелся ни на ком. На его место приходит другой. Не заменимых нет, все осваивают новое, кто-то выезжает на старом, но востребованном навыке.
8. Организация Х.
Странные вопросы посторонних коллег. Например, вопрос из разряда: "Как ты сюда попала?" Вам не задаст ни кадровая служба, ни служба безопасности организации, они и так более чем в курсе. Такие вопросы, во-первых, говорят о том, что Вас держат за не очень умного человека. И второе- это попытка узнать, что будет, если вас с места сковырнуть. Особенно, если это сопровождается утверждением о том, что человек задавший вам вопрос попал в организацию не случайно. Это верный признак того, что пора думать о менее любопытном месте.
Организация Н.
До вас нет дела. Вы ходите на работу не для того чтобы нравится левым людям. Для влияния на вашу жизнь в коллектитве есть руководство, правовые рычаги, если вы уж и в правду творите что-то из ряда вон выходящее. Посторонние люди вопросов не задают, им некогда.
9. Организация Н.
Подконтрольность организации. Внутренняя и внешняя. Что это такое. Внутреннее контрольное подразделение имеет доступ ко всем документам, ему предоставляются все отчеты, именно на нем лежит ответственность за внутреннюю дисциплину и организацию отчетов от организации в целом. Предоставление отчета возможно, как с представителем структурного подразделения так и без. По составу контролирующее структурное подразделение состоит из представителей разных направлений организации, каждый из которых знает свое направление от точки до точки. Внешний контроль: проверки налоговых, Роспотребнадзора, Прокуратуры, ФСБ, Счетной палаты- великой и ужасной.
Многие крупные около государственные или стратегически важные мероприятия, так или иначе, имеют свою систему контроля. Это еще одна причина по которой в организации стоит оставаться как можно дольше.
Организация Х.
Структурное подразделение состоит из толковых людей с хорошим образованием, но они не имею или не имели отношения к сфере деятельности компании. Не имеют доступа к большинству документов других отделов. В уставе компании данные полномочия просто не прописаны. Каждое структурное подразделение предоставляет данные в отчет на свое усмотрение. Либо не предоставляет вовсе, мотивируя это личным докладом. На этом фоне, функции контролирующего подразделения выглядят жалко и нелепо. Особенно нелепо в этом свете выглядит лицо, которому должен быть предоставлен данный отчет. Контролирующее подразделение = степени уважения к человеку, которому оно подчиняется. Внешне организация не подконтрольна никому. Во всяком случае, документов на этот счет компании Х ,не нашла. Т.е. данная организация способна замучить до смерти любого: от представителя бизнеса, до той же самой налоговой, судьи или суда в целом, спокойно превысить свои полномочия и не понести за это ровно никакой ответственности.
10. Организация Н.
Состав компании. Если в составе есть люди доросшие с самых низов и до самого верха. Тут есть реальный пример человека доросшего с самой низкой должности, практически до заместителя руководителя подразделения, в которое раннее пришел. Сидел на работе сутками, жену с сыном не видел и дорос до должности. Другой человек неоднократно хотел попасть в организацию, не с 1, так с 10 попал. Сам. Сидением, простите на попе, над бумагами. Если таких самостоятельных в вашей компании много, Вам сильно повезло.
Организация Х.
Выше уже было написано о коллегах, задающих странные вопросы. Если большая часть коллектива попала в компанию не просто так- будет сложно. И работать и спрашивать. И нести отвественности. Что позволено Юпитеру, не позволено его быку. И отгребать вы будете за 2-х за себя и за того парня, которого трогать нельзя. Кастовость и все ее последствия.
И вишенка на торте. Важно смотреть не только как люди работают, но и как они отдыхают. И как о них заботится их работодатель. И речь не о пресловутой страховке дантиста, как в американских фильмах.
11. Организация Н.
Маленький концерт силами работников организации, многие из которых талантливые люди и делают этот маленький скромный концерт с удовольствием. И это на юбилей организации, где-то лет 25. И это не считая досоветских времен.Милые полезные подарки женщинам на 8 марта или для мужчин на 23 февраля. Отношение руководителя, к подчиненным может выразится в деталях, особенно если состав компании большой и руководитель многих не знает в лицо. Есть прикрепление к спортзалу и бассейну соцпакет и поликлиника
11. Организация Х.
Дорого -богато, юбилей компании лет 10-15 не больше. Но на концерт выписано лицо уровня Лучано Паваротти и не только оно, на какие шиши не понятно. Т.е. понятно, на деньги налогоплательщиков. На которые также организован концерт в организации Н. Подарки напоминают гуманитарную помощь. Здоровье работника его личная, проблема, работодатель за нее ответственности не несет.
Кто-то сочтет эту статью плеванием против ветра, нет это не так. Моя статья рассчитана на порядочных людей, которые не привыкли к подковерным играм и могут серьезно пострадать и возможно с помощью моих подсказок, кто-то найдет работу своей мечты, как нашла ее в свое время моя знакомая в организации Н. И это не ода благодарности организации Н и разноса организации Х. Везде есть недостатки и в организации Н, тоже. Так же как в организации Х встречалось что-то нормальное. Кто-то скажет не может быть такой концентрации негатива для работника, как в организации Х, может. Отчасти еще и это сподвигло меня написать эту статью, чтоб кто -то еще не подвергся таким же преследованиям, как она. И на дверях какого-то среднестатистического учереждения не написано, что оно из себя представляет. А вот последствия могут затронуть на долго.