Найти в Дзене
SOTA

Что не так с законопроектом «Справедливой России – За правду», смягчающим закон об иноагентах

Оглавление

Как ни жаль это говорить, но внесенный в Госдуму в минувшую среду документ никак не улучшает положение потенциальных «иностранных агентов». Он, как и прежде, оставляет возможности для произвола Минюста, лишь камуфлируя их благими пожеланиями. Разберем документ подробно.

Эсеры предлагают три изменения. Иностранные средства будущий иноагент должен получать неоднократно (1) и в значительном размере (2), после чего Минюст обратится в суд с целью присвоения статуса (3).

Сейчас, напомним, Минюст по закону объявляет иноагентами без суда и за «иностранное финансирование» в любом объеме, даже однократное. «Лиге избирателей», к примеру, хватило и 200 рублей от мифической гражданки Армении.

Казалось бы, поправки могут улучшить ситуацию, но давайте вдумаемся.

Первая поправка: неоднократность финансирования.

Тут для чиновника все просто. Сначала у будущего иноагента нашли один доллар – а потом другой. Мало у кого из людей, не говорим уже об организациях, нет переводов из-за рубежа. И речь не только о зарплатах, а о, к примеру, возвращении журналистских премиях, международных тренингах и пр.

Так что ретивому чиновнику ничто не помешает найти «иностранное финансирование» не сразу, а по частям. Здесь будет действовать та же логика, что и при карусельных задержаниях: сначала один протокол, а после отсидки сразу второй.

Вторая поправка: значительность объема получаемых иностранных средств.

Ее, согласно идее эсеров, будет определять все та же исполнительная власть – Минюст. Тут Дума самоустранилась, хотя журналисты не раз предлагали установить хотя бы порог в 20% от общего бюджета СМИ: такой порог установлен для иностранцев при владении долями в российских изданиях.

Так что «значительным объемом» может быть признан все тот же пресловутый доллар – никаких законодательных ограничений здесь нет. Вспомним случай новосибирского журналиста Петра Маняхина, у которого иностранным финансированием и вовсе объявили перевод долларов с одного собственного счета на другой.

Третья поправка: статус иноагента по представлению Минюста присваивает суд.

Здесь я вспоминаю собственную историю, как в 4 инстанциях, вплоть до Верховного суда, не смог зарегистрировать газету, потому что не догадался, какой и откуда справкой доказать Роскомнадзору, что не получаю «иностранного финансирования», то есть «не нахожусь под иностранным финансовым контролем». Абсурдное требование, напрямую противоречащую закону, суды не смутило.

Впрочем, наши суды в принципе ничто не может смутить.

Так и получается, что благие намерения эсеров не выведут СМИ из ада путинских законов, в котором мы все и без того находимся. Увы, но депутаты предложили лишь припудрить клыки озверелого государства. Да и вряд ли кто-то ждал большего.

Напомним, ранее «Новая газета» вместе с рядом других редакций предлагала ряд куда более существенных поправок, фактически сводивших закон об иноагентах на нет. Но об этих предложениях депутаты вспоминать не стали.

Алексей Обухов

Фото: Руслан Терехов / SOTA.