Недавно Константин Семин взбудоражил общественность своим мнением о компьютерных играх. Что ж, тема не такая уж и шуточная. Потому статья на тему...
Сначала зададим себе вопрос: что такое #игра? Игра вообще?
Игры очень разнообразны: домино, игра в куклы, лотерея, догонялки - всё это #игры. Но почему что-то мы называем игрой, а что-то нет? Значит есть что-то, что даёт нам понимание того, что вот эта деятельность является игрой, а вот эта ей не является.
Значит игра - это определённый вид деятельности. И #компьютерные игры – это частный случай игры вообще. Значит они несут в себе все те признаки, которые присущи игре вообще.
В чём же отличие игры от не игры? Отличие игры от всего другого в некоем смысловом наполнении этой деятельности, её онтологии и целеполагании.
Поясню. Возьмем такие процессы как игра и #обучение. Сравните две фразы:
1 - игра в обучение,
2 - обучающая игра.
И там, и там есть игра. И внешне это одно и тоже. Но в первом случае речь идёт об игре, где обучение не является приоритетом, а является лишь объектом игры. Обучение здесь подчинено игре. Во втором случае главное - это процесс обучения, а игра лишь форма, метод. Игра здесь подчинена обучению.
То же самое со спортивными играми. В одном случае - это просто игра, когда ей занимаются для развлечения. А в другом – это спорт, когда целью являются некие физические изменяя тела спортсмена. И в третьем случае это профессия, когда важен результат игры – победа и связанные с ней материальные блага. Поэтому #киберспорт, не является игрой по своему целеполаганию, а является спортом. Более того, для участников, состязающихся нём - это может быть профессией, если они на этом зарабатывают. То есть эта деятельность уже перестаёт быть игрой и даже спортом - это #работа. Да, увлекательная, от которой они получают удовольствие, но работа.
То есть, всё зависит от направленности выбранной деятельности. При этом одна деятельность может включать в себя элементы другой деятельности.
Перейдём к вопросу игры как искусства.
С обывательской точки зрения любую деятельность можно отнести к искусству. Например, #искусство убеждения. Но искусство, как и игра, имеет что-то такое, что позволяет нам отделять его от прочих видов деятельности. Позволяет нам говорить, что вот это является искусством, а вот это нет. Поэтому если любую деятельность называть искусством, то теряется смысл искусства. Границы размываются. Поэтому ко многому, что называется искусством в обыденном понимании применимо другое название - ремесло.
Пару слов о предметах искусства.
Ремесло может производить высококачественную продукцию. Но качество продукта не является критериями искусства. Великолепно выточенная гайка или комфортабельный автомобиль могут быть идеальными, но не быть предметами искусства.
И в тоже время изъеденная ржавчиной гайка или разбитый автомобиль вполне могут стать таковыми.
Или сравните икону, портрет, рекламный плакат. Все три могут быть как предметами искусства, так и сугубо утилитарными предметами.
Для того, чтобы некий предмет стал предметом искусства, он должен, либо потерять свою утилитарность, либо изначально создаваться как результат детальности отличный от своего прямого назначения.
То есть здесь снова возвращаемся в отношение подчинённости. Либо гайка – это просто гайка, которая используется по назначению. Либо гайка - это произведение искусства, тогда она уже больше чем просто гайка и даже не гайка вовсе, а некий овеществлённый смысл (см. ниже пример с рекламой).
Об истоках игры и искусства.
Игра и искусство (как #спорт и многое другое) имеют общий источник и берут своё начало в ритуальных, магических действиях. Они связаны с магическим представлением о мире. Но со временем они расходятся, отделяются и обретают самостоятельность. Они могут содержать в себе элементы друг друга, но не могут быть тождественны и равны друг другу. Иначе бы эти виды деятельности просто не назывались бы по-разному, а были одним и тем же. И в языке это чётко фиксируется через номинацию (название).
Вообще, любая деятельность может содержать в себе элементы другой деятельности. Но от того, что некая деятельность содержит в себе элементы другой деятельности, не делает её этой деятельностью, элементы которой в неё входят.
Например, рекламу можно рассматривать как #бизнес, а можно как искусство. Всё зависит от того какая цель была изначально поставлена. Если цель - продать #товар, то это бизнес. Здесь искусство используют для целей бизнеса. Если цель - создать некий продукт, имеющий ценность сам по себе, некое самостоятельное бытие, обособленное от рекламируемого товара и не ставящее своей главной задачей продажу товара, то это искусство. Здесь уже рекламируемый товар взят как источник вдохновения. И только.
Так же игра, может содержать в себе что-то от искусства, использовать его. Но при этом она не становится им. Она остаётся игрой по сути. Для того, чтобы игра стала искусством, ей надо перестать быть игрой.
Перейдём к самому искусству и его связи с игрой.
Элемент игры наиболее явлен в исполнительском искусстве. Хотя встречается и в изобразительном. Такие виды искусства как театр (актёрская игра), музыка (игра на музыкальном инструменте) - являются искусствами, но не являются игрой. Хотя их название говорит об игре. Как уже было выше сказано (см. пример выше про обучение и игру), игра здесь носит подчинённый характер, является средством выражения, частью художественного произведения.
Таким образом, игра и искусство - это разные виды деятельности. Они могут содержать в себе элементы друг друга, но только в качестве средства. И они не могут быть одним и тем же одновременно.
Далее статья про место игр в капиталистическом обществе.