Найти тему
Михаил Вихмянин

последовательности

ОПРЕДЕЛЯЯ КОМИКС

Кому-то из вас нравится манга, в то время как другие

предпочитают андерграундный комикс 1960-х, кто-то

любит фильмы или видеоигры, но все вы здесь затем,

чтобы научиться создавать то, что мы называем ко-

миксом. Это кажется довольно очевидным, но давайте

сделаем паузу и зададим себе вопрос: что же такое

комикс, если быть точным? Вы можете спросить зачем:

комикс уже давно стал узнаваемым с первого взгляда,

и раз так, то остальное не так уж важно, верно? Что ж,

и да и нет. Нам нет нужды искать точное железобетон-

ное определение. Мы не ученые, исследующие методы

создания комиксов в рамках различных экономических,

культурных и исторических факторов, мы не ставим

себе целью вывести исчерпывающее определение

длиной в абзац. Однако назначение этой книги — на-

учить вас создавать комиксы, так что разумно сперва

дать им рабочее определение. Для начала мы хотели

бы подчеркнуть, что, говоря о комиксе, мы говорим

о виде искусства, таком же, как фильм или картина.

Вы же не считаете, что фильм — это непременно кино

про гангстеров и ковбоев, верно? Или что на картине

обязательно изображен реалистичный пейзаж? Фильм,

картина и другие формы — это способы выражения

идей. Любых идей. То же относится и к комиксу. Это

сосуд для идей.

К счастью, на базовом уровне мы можем достичь со-

гласия между теоретиками и теми, кому требуется

определение, применимое на практике. Тем не менее

если мы сконцентрируемся на отличиях комикса от

остальных видов искусства и на его основных харак-

теристиках, то столкнемся с разногласиями. Поэтому

давайте посмотрим на уже существующие определения.

Уилл Айснер

«Последовательное искусство»

Уилл Айснер — художник, известный с 1940-х годов

своей работой «Дух» (The Spirit), а также, что осо-

бенно важно в нашем контексте, основоположник

комиксов высокого жанра (возможно, он первым

использовал термин «графический роман»). Айснер

также является автором двух книг о комиксе как

виде искусства, где он определяет его чрезвычай-

но кратко — «последовательное искусство». Это

очевидная попытка определить комикс через его

формальные свойства

(истории, рассказываемые

посредством составления изображений в опре-

деленной последовательности) и избавиться от

нежелательных коннотаций, где комикс неизбеж-

но воспринимается либо как что-то комическое

и карикатурное, либо исключительно как истории

о супергероях.