ОПРЕДЕЛЯЯ КОМИКС
Кому-то из вас нравится манга, в то время как другие
предпочитают андерграундный комикс 1960-х, кто-то
любит фильмы или видеоигры, но все вы здесь затем,
чтобы научиться создавать то, что мы называем ко-
миксом. Это кажется довольно очевидным, но давайте
сделаем паузу и зададим себе вопрос: что же такое
комикс, если быть точным? Вы можете спросить зачем:
комикс уже давно стал узнаваемым с первого взгляда,
и раз так, то остальное не так уж важно, верно? Что ж,
и да и нет. Нам нет нужды искать точное железобетон-
ное определение. Мы не ученые, исследующие методы
создания комиксов в рамках различных экономических,
культурных и исторических факторов, мы не ставим
себе целью вывести исчерпывающее определение
длиной в абзац. Однако назначение этой книги — на-
учить вас создавать комиксы, так что разумно сперва
дать им рабочее определение. Для начала мы хотели
бы подчеркнуть, что, говоря о комиксе, мы говорим
о виде искусства, таком же, как фильм или картина.
Вы же не считаете, что фильм — это непременно кино
про гангстеров и ковбоев, верно? Или что на картине
обязательно изображен реалистичный пейзаж? Фильм,
картина и другие формы — это способы выражения
идей. Любых идей. То же относится и к комиксу. Это
сосуд для идей.
К счастью, на базовом уровне мы можем достичь со-
гласия между теоретиками и теми, кому требуется
определение, применимое на практике. Тем не менее
если мы сконцентрируемся на отличиях комикса от
остальных видов искусства и на его основных харак-
теристиках, то столкнемся с разногласиями. Поэтому
давайте посмотрим на уже существующие определения.
Уилл Айснер
«Последовательное искусство»
Уилл Айснер — художник, известный с 1940-х годов
своей работой «Дух» (The Spirit), а также, что осо-
бенно важно в нашем контексте, основоположник
комиксов высокого жанра (возможно, он первым
использовал термин «графический роман»). Айснер
также является автором двух книг о комиксе как
виде искусства, где он определяет его чрезвычай-
но кратко — «последовательное искусство». Это
очевидная попытка определить комикс через его
формальные свойства
(истории, рассказываемые
посредством составления изображений в опре-
деленной последовательности) и избавиться от
нежелательных коннотаций, где комикс неизбеж-
но воспринимается либо как что-то комическое
и карикатурное, либо исключительно как истории
о супергероях.