Найти тему
Малыши-коротыши)))

Сенсомоторная деятельность детей раннего возраста

Сенсомоторика – это умение управлять движением и эмоциями, это согласованность глаз и движения, слуха и движения. Другими словами, сенсомоторика (от лат. sensus – чувство, ощущение и motor – двигатель) – взаимокоординация сенсорных и моторных компонентов деятельности.

Целью сенсомоторной деятельности детей раннего возраста является обеспечение условий для развития сенсомоторных способностей детей.

Задачи сенсомоторного развития:

- развитие мелкой моторики;

- развитие координации движения кистей рук;

- формирование представления о цвете, форме, величине предметов, положения их в пространстве и пр.

Психологи доказали, что сенсомоторное развитие составляет фундамент умственного развития, но также имеет самостоятельное значение, так как полноценное восприятие важно и в более широком смысле. На втором - третьем году жизни дети учатся выделять цвет, форму и величину, накапливать представления об отношении между двумя предметами по величине. Основная задача сенсорных дидактических игр для детей раннего возраста – накопление разнообразного сенсорного опыта, который на следующих этапах обучения позволит систематизировать полученные знания, приобрести новые, а также использовать их в различных ситуациях, повседневной жизни.

Домашние условия для развития сенсомоторики ребёнка – это кладезь полезной информации, тактильного опыта, новых ощущений.

Дома можно и нужно играть с ребёнком, используя для игры обыкновенные домашние предметы, которые можно без труда найти в каждой комнате. Сколько всего интересного в ванной: мыльница с мылом, таз, бутылочки и баночки, прищепки, массажные рукавицы…и вода! Можно поиграть с ребёнком в «Тонет - не тонет», «Перелей водичку!», «Подуй на мыльный пузырь», «Собери прищепки», «Спрячь игрушку в мыльную пену» и др. На кухне тоже множество интересных предметов: миски и мисочки, пластмассовые стаканы, ложки и ложечки, кастрюли, разные виды круп, макаронных изделий, салфетки, орехи, крышки от бутылок, губки для мытья посуды и пр. Можно поиграть «Тяжелый - легкий», «Подбери крышку для кастрюли», «Закрути крышку (для бутылки)», «Пересыпь крупу в миску ложкой», «Найди клад», «Перебери фасоль» и др. Родители легко могут увлечь ребёнка. Игры с крупами, макаронными изделиями и другими сыпучими продуктами, с природным материалом развивают мелкую моторику, эффективно стимулируют работу мозга и умственное развитие ребёнка.

Рисование тоже увлекательное и полезное занятие, которое нравится и детям, и родителям. Совместно творчество даёт массу незабываемых ощущений и положительных эмоций. Рисование необычными материалами, оригинальными техниками позволяет детям получить удовольствие от занятия и развивает желание творить. Результат очень эффективный и почти не зависит от умелости и способностей ребёнка. Нетрадиционные способы рисования просты и напоминают игру. Любому ребенку будет интересно рисовать пальчиками, делать рисунок собственной ладошкой, отпечаток губкой, бумагой, ватной палочкой, разнообразными штампами и пр.

Развивать сенсомоторную сферу ребенка важно в любом возрасте, но желательно начинать с раннего возраста. Это станет прекрасной основой для подготовки ребенка к дальнейшей жизни, в том числе и подготовке к школьному обучению. Чем больше инициативы и творчества проявляют родители в общении с ребенком, тем больший вклад они делают в его эмоционально-интеллектуальную копилку опыта.