Эта личная история является типичным примером отрицательного опыта и набора ошибок, которые можно совершить начинающему предпринимателю при выборе перспективной ниши для малого бизнеса. Я хочу рассказать вам о том, как делать не надо, чтобы вы не повторяли моих ошибок.
Итак, после того, как я с чего-то решил, что бизнес – это мое, настало время решать, чем же заниматься. Начитавших умных книг успешных предпринимателей, я пошел строго по методике, которая тогда была модной, особенно в сфере гремевших высокотехнологичных стартапов. Говорили эти умные молодые ребята о том, что надо найти не просто проблему потенциальных клиентов, а целую боль, которая не дает им покоя и лишает сна.
Неустанные поиски боли привели к тому, что я не нашел ничего умнее, как отсутствие в моем городе сколь-либо достойных магазинов чая. Да-да, именно чая. Боль же я определил как "неутолимую жажду потребителей по хорошему чаю". Ничего умнее я тогда не выдумал. Выбор этот, в первую очередь, определялся суммой начального капитала, который я смог накопить к тому времени. Честно говоря, больше ничем другим он и не определялся. Идей и потенциальных ниш было множество, но порог входа в них был несоизмеримо выше и был мне не по карману. Именно поэтому я не долго сомневаясь, сделал вывод о том, что ниша розничной торговли чаем является для меня самой перспективной из всех возможных в малом бизнесе. Никогда не поступайте подобным образом. Не заходите в те ниши, которые "перспективны" лишь потому, что зайти в них позволяет объем начального капитала.
На глазок, как сейчас понимаю, а тогда "по всем правилам" определив в качестве целевой аудитории мужчин и женщин старше 50 лет с доходом средним и выше среднего, провел собственное исследование по выявлению их ценностей и потребительских привычек. В общем, "все по науке". Дальше я обратился за советом к друзьям и семье, что они думают по поводу магазина хорошего чая, но определенных ответов ни у кого не было. Самый типичный из них был такой: "нууу....может что и получится". Короче говоря, дальнейшие шаги по исследованию ниши и потенциальной емкости рынка как-то не заладились и просто стали наскучивать. Хотелось уже реальных действий.
И вот здесь я совершил главную ошибку. Попросту закончил анализ выбранной и казавшейся незанятой ниши в бизнесе. Дальше я быстренько начал изучать, что такое франшиза, как ее приобрести и что с ней делать дальше. Все казалось гениальным: для такого бизнеса не нужно много арендуемых площадей, достаточно 25 кв. метров. Сама франшиза тоже стоила на момент середины 2007 года вполне приемлемо. Сложно получаемых лицензий и разрешений контролирующих органов на тот момент тоже было не нужно.
На следующем этапе я пересчитал еще раз все затраты, включая торговое оборудование, емкости для продажи и хранения, затраты на зарплату двух продавцов в течение трех месяцев, даже подарочные упаковки, которых не было в индивидуальном проекте франшизы. Кстати, в те годы никакого обучения персонала франчайзи не было, только методичка из трех страниц и минимальные требования к дизайну и типу арендуемого помещения. Лишь рекомендации. Заложил я и непредвиденные расходы. На горизонте все отчетливее замаячил громадный успех и непременное масштабирование.
Другие этапы я, пожалуй, пропущу. Никакого отношения к выбору перспективной ниши для бизнеса они уже не имели. Итогом стал выход из данного бизнеса через 11 месяцев с чистым убытком примерно 270 тыс. руб.
Какие же уроки я извлек из этого опыта? Никак не были учтены риски, связанные с некачественной работой персонала, общим повышением цен на продукцию, снижением платежеспособности населения (как раз подоспел кризис 2008 года). Не было понимания и культуры потребления дорогих сортов чая состоятельными категориями населения (Не ходят, как оказалось, они в такие торговые центре, где я арендовал павильон). Также я не предусмотрел возможность повышения арендной платы, изменения структуры спроса, затрат на рекламу и маркетинг и много чего еще.
Итак, при выборе ниши составляйте не портрет, а портреты вашей целевой аудитории. Сегментируете ее на как можно более детальные группы. После этого определите различные ниши внутри целевых групп и то, чем они живут, чего боятся, чему радуются, в общем, все, что можно. Тщательно анализируйте имеющиеся на рынке конкурентные предложения всеми способами, которые вам доступны. Если ваша предпринимательская ниша предусматривает такую возможность, то запуститесь сначала в тестовом варианте. И не всегда прислушивайтесь к мнению вашего окружения. Оно может ошибаться, тем более, при отсутствии в нем экспертов в сфере вашего бизнес-интереса.
Вот таким был мой первый опыт, связанный с выбором ниши для малого товарного бизнеса и ее неумелым определением. Сейчас уже достаточно литературы, курсов и видео о том, что надо делать, чтобы не совершать таких же ошибок. Тогда этого всего было гораздо меньше. В свое оправдание могу сказать, что в дальнейшем таких ошибок я больше уже не совершал.