Живая или искусственная? А если живая – то в горшке или срубленная? Наша родная или неосыпающаяся импортная? Если нравится хвойный аромат – то точно надо брать «нашу». Хотя можно опрыскать ароматизатором и искусственную. Кстати, и ту, и другую можно взять в аренду. А если дома маленький ребенок, то лучше как раз датскую пихту – не колется, и, если в рот потянет, не страшно.
Какой другой праздник вызовет такое волнение? Еще бы — сами слова «елка» и «Новый год» наполняют радостью. И у радости, кстати, есть конкретный адрес.
Откуда в Москве елки? Из лесничеств и фермерских хозяйств, импортные деревья привозят закупщики-оптовики. «Елочный рынок» в России — это 10 млрд рублей в год, говорится в исследовании Центра отраслевой экспертизы «Россельхозбанка». Так что кому-то Новый год, а для кого-то серьезный бизнес. Всего-то 10 дней предновогодних продаж на базарах в столице, но бизнесмены начинают готовиться к этому празднику жизни еще во время летних отпусков. Пока народ расслабляется под солнышком, они договариваются с поставщиками. В сентябре — аукционы по елочным базарам. А в ноябре главная героиня семейного торжества уже начинает поступать на склады. Там и лежит до праздников.
«В лесу родилась елочка»
Давно пошли те времена, когда на столичные елочные базары деревья везли из Московской области. Те 13 питомников, которые относятся к Комитету лесного хозяйства Московской области, поставляют елочные саженцы для восстановления леса и ландшафтных работ. И – никакой оптовой вырубки!
Правда это не относится к коммерческим питомникам. И к главной елке страны на Соборной площади. Так как объект большой и для транспортировки не очень удобный, эту красавицу везут из мест не столь отдаленных. Например, из Щелково, как в этом году, или Истринского района, из-под Домодедово, как раньше.
И все-таки большую часть елок в столицу доставляют из других областей. Лидером поставок называют Пермский край – тамошние питомники специализируются именно на елках (их «зеленая красавица» считается самой пушистой), а свободная экономическая зона облегчает условия ведения бизнеса. Так же елки привозят из Новосибирской, Воронежской, Вологодской, Тульской, Рязанской, Тверской и Псковской областей, Удмуртии, Мордовии и Марий Эл. А вот сосну, которая в последние годы входит в моду (не сыплется – это большой плюс!) везут из Пензенской области.
Елку-красавицу надо правильно вырастить. С двух лет саженец начинают формировать и обрезать, чтобы он со всех сторон был пушистый и красивый. Так же деревья обрабатывают от насекомых вредителей. И только через пять-восемь лет елку можно отправлять на елочный базар.
Не многие знают, что за елкой можно поехать в лесничество – самому выбрать, самому срубить, и заплатить за это гораздо меньше, чем на елочном базаре. Таких мест в Подмосковье два – Дмитровский и Сергиево-Посадский питомники. Вообще-то эти питомники выращивают деревья для воспроизводства лесов в Московской области, но за небольшие деньги (от 500 до 700 рублей) там можно выбрать елочку к празднику.
Вип-елка
Вип-вариант — модные датские елки, они же пихты Нордмана — пушистые, неосыпающиеся, с мягкими плоскими иголками, без хвойного аромата. И дорогие. Они занимают примерно 5% нашего «елочного» рынка (около $6 млн). Около 90% таких деревьев привозят из Дании, Польши, Эстонии. Каждый год в Дании выращивают примерно 12 млн пихт Нордмана – за последние полвека эта страна стала крупнейшим поставщиком рождественских деревьев.
Парадокс в том, что родина пихты Нордмана — на Кавказе, в Грузии, Турции, Армении и Азербайджане. И названо дерево в честь российского ботаника Александра фон Нордмана, который в середине 19 века управлял Одесским ботаническим садом и был членом-корреспондентом Императорской академии наук. Нордман первым обнаружил и описал это дерево во время своей научной экспедиции на Кавказ.
Так что семена для пихт Нордмана Дания закупает в Грузии (14 семян стоят 1 евро). Растет датская елка медленнее, чем «наша» — 7-10 и даже 15 лет. И все эти годы дерево обрезают, формируют и щедро опрыскивают химикатами против вредителей. При этом в почву вносятся удобрения – чтобы получить красивый темный цвет хвои, который так любят покупатели.
Кроме датских елок в Москве можно встретить более дорогие пихты из Северной Каролины — они же пихты Фрезера. У этого дерева крона овальной формы, и она очень пушистая.
Еще одна модная новинка — Канадская сосна. Как и все сосны, она практически не осыпается, аромат ее хвои отдает мандарином – наш любимый запах! И да – ее тоже особым образом формируют и обрезают все годы, пока дерево растет. Что и отражается на ценнике.
…и эко-дерево
Конечно же, «зеленые» добрались до главного украшения праздника. Защитники природы предлагают множество вариантов, как и традицию сохранить, и спасти деревья от вырубки.
Вариант первый: искусственные елки. От живого дерева готовы отказаться, по данным опроса на портале «Активный гражданин», 63,68% респондентов. Опрос проходил в 2020-м году в рамках акции «Елочный круговорот», задачей которой было выяснить, какие праздничные деревья выбирают москвичи и как предлагают их утилизовать. У нас искусственные елки — в основном товар китайского производства. Или российского, но по китайским технологиям. Но уже те же пропагандисты новой экологической этики признают: производство пластиковой елки – удар по природе, утилизовать ее сложно, а дышать в квартире формальдегидом, который используется при производстве, вредно.
Вариант второй: эко-елка. Ее продают в горшках, предполагается, что после хороводов и шампанского, ее надо высадить в лесу или на дачном участке. Елка в горшке – выбор 4,23% респондентов, принявших участие в акции «Елочный круговорот». Но и тут свои огорчения – стоит такое дерево дорого, а приживается плохо. Больше половины деревьев, высаженных таким образом, погибает.
Вариант номер три: лапник. Поставил в воду, украсил шарами и радуйся. Жаль только, что быстро осыпается. Может аспиринчику в воду добавить? Так и делают 5,68% респондентов.
Вариант четвертый: елку, как живую в горшке, так и искусственную, можно взять в аренду. Тоже, кстати, недешевое удовольствие. Но экология, как мы уже знаем, требует жертв, прежде всего материальных.
Продавцы счастья
Продажа елок в сети – последний тренд. Да, некоторые любят, притопывая на морозе от холода, выбирать елочку на базаре, поворачивая ее то одним, то другим боком, проверяя «пушистость». Но сейчас даже опытные продавцы елок уходят в сеть. И покупателю удобно – никуда ездить не надо, елки у интернет-продавцов как правило хорошие, да и в наши пандемийные времена так безопаснее.
Многие продавцы совмещают сезонный елочный бизнес с другим. Дело это выгодное. Как говорят сами бизнесмены, покупая обычную елку в питомнике за 250-300 рублей, они продают ее за 1000. Крупные продавцы за «горячие» новогодние дни выручают до 50 млн рублей. Главное летом договориться с поставщиками. Тогда и зимой можно будет пить шампанское!
После боя курантов
Важный вопрос, куда девать отслужившую красавицу. Еще вчера вокруг нее водили хороводы и прятали у ствола подарки, а вот прошло несколько дней – и она помеха в квартире. Искусственную елку сложил в коробку – и на антресоль до следующего года. Срубленные елки часто выбрасывают на помойки, оставляют во дворах на милость дворников. Хотя гораздо лучше отнести ее на пункт сбора – с каждым годом в столице их становится все больше.
К примеру, в январе 2020-го года в рамках программы «Елочный круговорот» было открыто 379 пунктов сбора, а через год – больше 500 (они работают с начала января до середины февраля).
Сданные деревья мельчат в щепу и пускают на городское благоустройство – на те же эко-тропы, мульчирование почвы, посыпку дорожек. Кроме того, древесные стружки используют для подстилок животным в зоопарке. Многие продавцы сдают в зоопарк нераспроданные елки. Самому отвозить пожухшую красавицу на радость животным не стоит. Зоопарк не принимают деревья от частных лиц и правильно делает – на ветках может оказаться опасные для питомцев мишура или даже игрушки. Но елка обязательно приходит ко всем, просто к некоторым в январе!