Найти тему
Яндекс Учебник

В классе гиперактивный ребенок. Как не позволить ему сорвать урок?

Что отличает просто активных детей от гиперактивных? И те и другие могут вести себя на уроке шумно, отвлекаться, забывать только что сказанное, не выполнять до конца задание. Но если вы сделаете замечание просто активным детям, то они, скорее всего, соберутся и вернутся к теме урока, а гиперактивные — нет. Потому что в основе их трудного поведения лежит не воспитание, а физические проблемы с нервной системой — некорректная выработка нейромедиаторов, отвечающих за передачу импульсов по нервным клеткам. В моменты, когда их мозг начинает «сбоить», они не способны к самоконтролю и фокусировке внимания на всем, в том числе на обращенной к ним речи. Они ее могут даже слышать, но осознать сказанное у них получится только позже. Что делать учителю с таким ребенком в классе, когда надо вести урок?

СДВГ или синдром дефицита внимания и гиперактивности — это расстройство, диагностировать которое может только специалист. Оно влияет на возможность ребенка концентрироваться, планировать и контролировать себя, но не является противопоказанием к учебе в школе и поддается коррекции. По данным разных авторов, детей с СДВГ в мире около 5%. Кто-то перерастает эту проблему, а у кого-то она остается и во взрослом возрасте.

О том, как распознать у себя в классе ребенка с СДВГ и что делать в этой ситуации, эксперты подробно разобрали на совместном с благотворительным фондом «Шалаш» бесплатном курсе «Работа с трудным поведением: принципы и инструменты», который прошли уже более 22 тысяч учителей.

В этом году 23 ноября выходит его обновленная версия «Трудное поведение в начальной школе», которое помимо теории будет включать в себя разбор примеров из жизни на еженедельных вебинарах и обратную связь по выполненным заданиям от кураторов. Успеть присоединиться к курсу можно здесь: Запись на обновленный курс.

Как реагировать учителю на ребенка с СДВГ в классе?

СДВГ — это состояние, с которым ребенок может справляться и достаточно успешно работать на уроках, если рядом будет взрослый, который поддержит и поможет. СДВГ не является противопоказанием к учебе, но часто мешает и самому ученику, и одноклассникам. Это расстройство, поэтому, как и в случае с любым заболеванием, в первую очередь от него страдает сам ребенок. Поведение таких детей регулируется не их разумом или силой воли, а соображениями момента. Их действия — это не желание вам досадить, просто они не могут вести себя по-другому.

10 советов от эксперта, как сделать урок комфортным:

1. Минимизируйте отвлекающие факторы. В классе не должно быть никаких лишних предметов. Если вы используете что-то на уроке (например, плакат), то не вывешивайте его до занятия, а сделайте это в процессе. Если это невозможно, то лучше заранее обратите внимание детей на новые предметы и проговорите, зачем они здесь.

2. Напишите четкий план урока. План фокусирует ребенка с СДВГ на заданиях и облегчает переход от одной деятельности к другой, потому что становится понятно: то, что я делаю, когда-то закончится, а значит, я могу подождать. Если параллельно вы еще будете напоминать о времени (до конца решения задачи осталось 5 минут), то ребенку будет проще и понятнее, что происходит. Можно поставить ребенку на часы будильники, отмеряющие время до перехода к следующему этапу занятия.

3. Сделайте быстрые награды. Пусть у ребенка будет возможность выбрать после выполнения обязательного задания занятие, которое ему понравится. Например, отправиться на пять минут в уголок отдыха в классе или поиграть с какой-нибудь нешумной игрушкой.

4. Добавьте физическую активность. Не делайте задания или объяснения дольше 20 минут. Вставьте в урок 2-3 небольшие разминки. Таким образом вы сами создадите пространство для выхода энергии, которая успела накопиться у гиперактивного ребенка за 15 минут деятельности.

5. Разнообразьте форматы. Сейчас работаем самостоятельно в тетради, через 10 минут объединяемся в группы, а потом отвечаем у доски. Этим приемом вы сможете управлять вниманием ребенка с СДВГ до того, как оно пустится в свободное плавание.

О том, как можно привнести в урок игровые моменты и активности, хорошо рассказано на курсе «Игры в школе: как провести интересный урок».

Также своими наработками поделились учителя в статье «Что делать учителю на последних уроках, если старшеклассники уже устали и не слушают?». Возможно, что-то из их опыта будет вам полезно.

6. Давайте понятные и короткие инструкции. Когда ребенку понятно, что надо сделать, он с большей вероятностью приступит к выполнению задания, а это уже полдела. Если задания большие, то разбивайте их на этапы, к каждому из которых давайте свою отдельную инструкцию.

7. Обращайте внимание и реагируйте на состояние ребенка. Для этого посадите его поближе к себе. Как только замечаете, что ребенку трудно, дайте ему подвижное задание: протереть доску, сбегать за мелом. Иногда может помочь игрушка-антистресс.

8. Отмечайте успехи. Похвалите ребенка, если он просидел на уроке спокойно дольше обычного или не выкрикнул ответ на вопрос, хотя очень хотел. Регулярно подмечайте любые успехи. Таким образом со временем может закрепиться желательное и исчезнуть нежелательное поведение.

9. Наладьте сотрудничество с родителями. Им тоже непросто с таким активным ребенком. Расскажите, какие приемы вы используете и как они помогают их ребенку справляться с трудностями. Возможно, какими-то своими наработками поделятся и они с вами.

10. Повышайте его самооценку. Дети с СДВГ из-за своих особенностей могут часто не успевать по программе. Это становится для них демотивирующим. Чтобы такой ребенок окончательно не утратил интерес к школе, нужно его дополнительно поддерживать, показывать его нужность. Например, можно давать ему мелкие поручения, которые он может выполнить, и общественную нагрузку, чтобы смог показать свою значимость. При этом обязательно хвалить его за результат и не ругать за промашки, вызванные болезнью. Выдавая домашние задания, договоритесь, что будете оценивать правильность того, что он сделал, а не количество выполненного.

О том, что делать, если дети в классе ябедничают, дерутся, лгут и проявляют другие виды трудного поведения, можно узнать на курсе «Трудное поведение в начальной школе», который начнется уже 23 ноября.

Что еще можно почитать:

Чему педагог может научить ребенка с СДВГ: 8 важных навыков

Ребенок бьет других детей: как реагировать учителю начальных классов? Четыре ситуации — четыре подхода

Оригинал статьи и другие полезные материалы: вебинары, курсы повышения квалификации и другое — на нашем сайте.