Найти тему
WaveForum | Музыка и звук

Акустика домашней студии: Нет бюджета? Используем подручные средства!

Оглавление
Договоримся сразу: предлагаемые «способы» - это выбор лучшего варианта из множества плохих.

Как мы уже определили ранее, любые предметы, в зависимости от размеров, конструкции и материалов, из которых они сделаны, способны поглощать в разных частотных областях.

Беспорядок в комнате - это не так уж плохо с точки зрения поглощения и рассеяния энергии звуковых волн.

По возможности нужно исключить «голые стены». Если с высокими частотами «бороться» относительно просто, то для поглощения низких требуются крупные и довольно массивные штуковины.

С чего начать?

Шторы «в пол»

Карниз подвешивайте максимально высоко к потолку, чтобы минимизировать зазор до потолка. Желательно, чтобы шторы закрывали всю стену и касались пола. Ширина полотна штор должна быть процентов на 15-20 больше ширины стены, чтобы по всей площади образовывались небольшие равномерные складки. Это увеличит поверхность, взаимодействующую с звуковой волной и благоприятно скажется на рассеивании частот, которые штора всё-таки отражает.

Лучше, чтобы шторы были многослойными, как театральный занавес. Там «внешняя» ткань - бархат, внутри для плотности подшито сукно, а с изнанки - лён или хлопок. Такая многослойная конструкция и мягкая, и массивная. Это позволяет «работать» с более широким спектром.

Ковёр на полу

Влияет и на поглощение, и на звукоизоляцию как от ударного, так и от воздушного шума. И вообще без ковра, самовара и кота помещение выглядит нежилым. :)

Обычно самые большие поверхности, создающие интенсивные отражения – это пол и потолок. Если есть возможность разместить на потолке подвесные панели – это очень заметно улучшает ситуацию с контролем отражений и уменьшением времени реверберации. Но часто такая возможность отсутствует, и тогда роль ковра на полу в поглощении отражений «пол – потолок» становится незаменимой.

Ковры на стенах

С точки зрения акустики это хорошо. «Традиционную конструкцию» можно улучшить, повесив ковер на планке с относом от стены. Если ковёр касается стены, то он работает как пористый поглотитель (то есть, работает только его ворс, который поглощает высокие частоты, средние и немножечко низких).

Если ковер висит свободно и не касается всей своей площадью стены, тогда он начинает работать почти как мембрана. То есть, становится более эффективным в области низких частот. А если на стену за ковром разместить ещё какой-нибудь пористый поглотитель, например, ещё один ковёр (звучит интересно, я знаю), то эффективность такого поглотителя вырастает ещё процентов на десять.

Пористый поглотитель

Если не удаётся «на халяву» раздобыть поролоновые пирамидки, то подойдут любые рыхлые тряпки. Гора неглаженого белья, мамина шуба, коллекция мягких игрушек – всё это успешно поглощает высокие и серединку. При достаточном количестве и размещении в «местах ранних отражений» вполне справляются с ними и флаттером.

Внимание, сейчас будет страшный секрет!

В качестве альтернативы пирамидкам обычно всем в голову приходит минеральная вата. Но в открытом виде она, по понятным причинам, не употребима в помещении, а от конструкций и панелей мы по каким-то соображениям отказались. Есть неплохой заменитель - холофайбер.

Это волокнистый и гипоаллергенный материал. Его используют в качестве утеплителя в одежде, одеялах и подушках, и даже как наполнитель в детских игрушках. Соответственно, из него не летят никакие колючие и вредные волокна и его можно использовать в открытом виде. Он существует в толщинах до десяти сантиметров, продаётся листами и рулонами, и стоит примерно 400 рублей за м2.

Холофайбер бывает разной плотности и толщины. Если на стенку за ковром разместить холофайбер толщиной пять-шесть сантиметров, то получится вполне эффективный поглотитель, большой по площади и довольно низкочастотный. Грубо говоря, на область 100Гц (может, даже чуть ниже, в зависимости от ковра), вполне способен будет влиять.

На то, с какой частотой и каким диапазоном будет работать наш поглотитель, влияет прежде всего его глубина. То есть расстояние от мембраны до задней стенки. Чем больше отступ, тем ниже рабочая частота.

Поскольку мы не можем контролировать ни силу поверхностного натяжения, ни массу, то приходится полагаться просто на удачу. (Хотя, по большому счету, все эти параметры, даже в случае ковра, можно рассчитать. Взвесить, вычислить площадь и относ от стены.)

Ну и наконец…

Сейчас самое время напомнить, что мы занимаемся разбором самых трэшовых вариантов акустического оформления при отсутствии денег/желания/стыда (выбери свой вариант). И в нашей рубрике «Из …овна и палок» наступает минутка «WTF?-контента».

Звучит барабанная дробь (медленно и тревожно)

Мы долго к этому шли и вот, наконец-то настало время поговорить о яичных лотках (о, боги, я это сказал).

Вообще о применение лотков в качестве импровизированных акустических конструкций сломано немало виртуальных копий и томагавков. Попробую сократить до смысла:

1) Да, работают и могут довольно эффективно победить флаттер.

2) Нет, не влияют на стоячие волны на низких частотах.

3) Для репетиционной лучше лотки, а для «бедрум-продакшн» лучше пирамидки.

4) Чем больше, тем лучше. Можно в два слоя.

5) При первой возможности заменить на нормальные диффузоры и поглотители.

И забыть, как страшный сон. :)

Сергей Проскуряков, Акустик Бюро

Что еще почитать по теме:

Так ли эффективны «пирамидки»?

Как бороться с проблемами низких частот

-2

Онлайн курс от Андрея Девятых и WaveFroum