История появления буксируемых 47-мм пушек в британском экспедиционном автобронедивизионе.
Hotchkiss 47 mm L/40 M1885/QF 3-pounder/3-х фунтовая скорострельная пушка Гочкисса
Страна: Франция/Британия
Производитель: Hotchkiss et Cie
Производство: 1885-1910
Кол-во: 2,950 (QF 3-pounder)
Масса: 240 kg (артиллерийская часть)
Длина ствола: 1.8 m/40 caliber
Калибр: 47 мм
Снаряд: 1,5 kg
Скорострельность: 30 выстр/мин
Начальная скорость: 571 m/s
Досягаемость: 5.9 km
"Законодателем мод" в тактике применения блиндированных автомобилей в Первую мировую войну была Российская императорская армия. Уже осенью 1914-года была создана структура боевых подразделений которая опиралась на бронеотряды из 3-х машин - 2-х пулеметный и 1-й пушечной. Применение такой схемы в 1914-1917-м годах показало её эффективность. Британский британский экспедиционный бронедивизион был мощным средством поддержки пехоты. В состав British Armoured Car Expeditionary Force (ACEF) входили 566 военнослужащих, из них 42 офицера и 524 солдата. Бронедивизион имел на вооружении 28 бронеавтомобилей, в том числе 12 Lanchester armoured car, один Rolls-Royce 1914 Admiralty Turreted Pattern Armored Car, четыре составлявших секцию поддержки 57-мм САУ, которые условно называются Pierce-Arrow Allen Gun Carrier и 11 легких бронеавтомобилей Ford Model T Armoured Car были сведены в отдельную секцию Легких разведчиков (Light Recce Sections), а так же 3 буксируемых 47-мм пушки.
По сравнению с отрядами бронеавтомобилей в британской части наблюдался явный перекос в сторону пулемётных машин. Это не удивительно, в отличие от бронемашин в Российской армии, которые использовались во всех видах боя, британцы в основном занимались у себя патрулированием и рейдами. Такой дисбаланс создатель и командир британского дивизиона Сэр Локер-Лэмсон попытался компенсировать созданием буксируемой артиллерии. На первый взгляд кажется, что такого сложного: прицепляешь полевую пушку к броневику или грузовику и вперед!!! Но не всё так просто. Несмотря на то, что на переломе 19-го и 20-го веков произошла артиллерийская революция, которая привела к появлению скорострельных пушек с откатными механизмами ствола, новыми затворами и патронным заряжанием, изначально в качество буксировщиков полевых пушек предусматривалась конная сила. То есть скорость передвижение 3-5 км/час. Именно под такое техническое задание и разрабатывались станины и лафеты всех полевых пушек - от французской Canon de 75mm Modele 1897, германской 7.7 cm Feldkanone 96 neuer Art до путиловской трехдюймовки обр. 1902 года. Возка пушек с большей скоростью неотвратимо приводила к их поломкам. С другой стороны оказалось, что построенные броневики вообще не очень способны что-либо тягать, и так перегруженные бронированием машины едва возили себя, не говоря уже о еще не менее тонны на прицепе. А кроме того легких буксируемых пушек для мобильных частей вообще не было как класса. Пехотные полевые пушки трехдюймового калибра не годились для таких целей. Единственным способом повышения мобильности было создание колесных пушечные броневиков, чем и занимались в РИА. В британском бронедивизионе таких машин было четыре, что было явно меньше чем было необходимо. Но если взять неоткуда, надо сделать самим.
Сэр Локер-Лэмсон при создании своего экспедиционного корпуса конечно был не первым кто озаботился усилением бронеавтомобилей пушками. Уже в конце 1914-го году на базе Авиационного сервиса Морского флота (RNAS) в Британии начали испытания пушек-самоделок, которые можно было перемещать за быстрыми тягачами. В качестве артиллерийской части была выбрана 47-мм морская пушка Гочкисса. Пушки Гочкисса (Canon de 47 mm modèle 1885) поступили на вооружение почти всех флотов мира в конце 19 века. Пушки были унифицированы и предлагались в трех калибрах и нескольких вариантах исполнения: 37, 47 и 57 мм. Основной задачей скорострельных пушек Гочкисса было оборона кораблей от миноносцев и других относительно маленьких и подвижных целей.
История скорострельной одноствольной пушки началась в 70-х годах 19 века, когда одним из основных скорострельных орудий во флотах мира была 5-ти ствольная 37-мм митральеза Гочкисса. Система была тяжелая, сложная и капризная. Но к ней уже было произведено огромное количество боеприпасов и, желание сохранить скорострельность при этом удешевив и облегчив оружия, привело к созданию одноствольной пушки с вертикальным затвором в 1871 году Бенджиамином Гочкиссом и Льюисом Бродвеллом. Конструкторы просто оставили один ствол из пяти и добавили ручной затвор. Пушка Гочкисса была принята на вооружении французского флота, получив обозначение "Canon de 37mm TR L/20 Mle 1885", где под буквами ТR скрывалась аббревиатура "tir rapide" - скорострельная. Так как применялся относительно маломощный патрон, не было необходимости с сложных противооткатных устройствах, всю отдачу принимал на себя станок. Пушка оказалась удачной и коммерчески успешной, к началу 20-го во всех флотах мирах 1-фунтовые Гочкиссы стояли на вооружении. Многие страны, в том числе и Императорская Россия, покупали лицензии на производство Гочкиссов, разрабатывали на ее основе свои варианты и модификации. В 1883 году удачную конструкцию масштабировали, представив на рынок 40, 47 и 57-мм версии пушек. 40-мм версия особого распространения не получила, а 47-мм 3-фунтовая пушка с длиной ствола 40 калибров, называвшая во французском флоте "Canon de 47 mm TR Modèle 1885", под патрон 47x131R, и 57-мм 6-фунтовая с длиной ствола 40 калибров "Canon de 57 mm TR Modèle 1885" под патрон 57x307R получили еще большие распространение по сравнению с малым калибром. В Британии пушка выпускалась под маркой QF 3 pounder Hotchkiss.
Пушки Гочкисса оказались на момент своего создания по истине революционными. Хорошо тренированный расчет мог вести огонь с технической скорострельностью до 30 выстрелов в минуту. Все это позволило этим пушкам стать, пожалуй, самыми коммерчески успешными образцами артиллерийского вооружения на конец 19 века. Неудивительно, что пушки Гочкисса стали первыми, которые примерили на танках и боевых машинах во Франции, России и Англии. Поэтому когда на флоте возникли вопросы по пушкам для боевой работе на суше, вариантов было мало и, когда моряки сошли на берег и сели в бронированные коробки на колёсах, они приспособили именно пушки Гочкисса на автомобильные колеса.
Первым буксируемые пушки испытал создатель и командир первых британских бронеотрядов Чарльз Сэмсон. Для переделки была взята уже хорошо известная морякам пушка QF 3-pounder Hotchkiss. Колесный ход был импровизированный со сдвоенными пневматическими спицованными колесами. Получилась вполне себе удачная боевая единица - бронеавтомобиль перебронированный Роллс-Ройсов из серии Admiralty Pattern Armoured Car с легкой скорострельной пушкой.
После испытания первого варианта пушки началась серийная переделка морских орудий, скорее всего на придворном заводе RNAS - William Beardmore & Co. Для изготовления станины и лафета использовались автомобильные агрегаты - колеса, оси и рессоры. Артиллерийская система была легкая, с мягким подрессоренным ходом. Поставленные на колеса QF 3-pounder Hotchkiss поставлялись в британские части вооруженные броневиками на шасси Роллс-Ройс и Ланчестер. Несмотря на наличие бронированных кузовов мощные двигатели позволяли буксировать орудия, что чего бронемашины оснащались буксирными крюками. Пушки такого типа засветились во Франции и в составе Британского бронедивизиона в России. Полевая пушка QF 3-pounder Hotchkiss представляла из себя артиллерийскую часть установленную на платформу, которая через рессоры опиралась на боевую ось. Пневматические спицованые двухскатные колеса скорее всего были взаимозаменяемы с колесами бронированных Ланчестеров. Линия огня было низкой и из системы могла получится отличная противотанковая система, если бы такие системы были бы нужны на фронте.
Всего в составе British Armoured Car Expeditionary Force (ACEF) кроме 4-х пушечных САУ на грузовиках Пирс-Эрроу, установленных на заводе в Ирландии, имел на вооружение три буксируемые скорострельные трехфунтовые (47-миллиметровыми) пушки Гочкиса (QF 3-pounder Hotchkiss). Бойцы британского дивизиона особенно оценили преимущества легких орудий в начале своей боевой работы в России, когда их сослали, как на более известный для них Кавказский фронт против обычно врага курдов и турок. Никакой более подробной информации о дальнейшей судьбе этих орудий на автомобильных колёсах нет, как и фотографий их использования в РККА. А уже с середины 30-х годов все орудия уже проектировались для тяги на повышенных скоростях. 47-мм "импровизированная пушка стала только первой ласточкой.
Другие статьи о броневых машинах, которые принимали участие в боевых действиях в России со стороны союзников и машинах на шасси Ford-T можно посмотреть здесь:
Путь в Россию броневика Ланчестер. Часть 2. Lanchester armoured car. 1914. Из Англии с любовью...
Путь в Россию броневика Ланчестер. Часть 3. Lanchester armoured car. 1916. За морем родился, в России пригодился.
Путь Роллс-Ройса. Часть 2. Rolls-Royce 1914 Admiralty Turreted Pattern Armored Car. Боевой вариант. Джентльмен в броне.
Бельгийские пионеры. Часть 4. Auto Blindée Mors. Франко-бельгиец. С лучшей стороны на обоих фронтах.
У страха глаза велики. Autocanon Ford model T. 1914. Подразделения пушечных машин на Таити.
"Кегресс" по Американски. Часть 4. Ford-T Snowmobilе. 1913