Найти в Дзене
ВТБ Страна

Ciao! Эти музыкальные произведения отправят вас в путешествие по Европе

Оглавление
© Pixabay
© Pixabay

Страсти Испании, смелость Франции, чувственность Италии, глубина Германии и драма Англии — рассказываем об известнейших операх из разных стран. Все они с успехом ставятся до сих пор, хотя многие могли никогда не появиться на свет. Узнаем, за что запретили «Травиату», какой провальной работе предсказал успех Чайковский и можно ли поставить пятнадцатичасовую оперу.

Испания: «Кармен», Жорж Бизе

Кадр из современной постановки «Кармен» © Efloch, CC BY-SA 3.0, Wikimedia Commons
Кадр из современной постановки «Кармен» © Efloch, CC BY-SA 3.0, Wikimedia Commons

«Какая правдивость, но какой скандал!» — писали газеты на следующий день после премьеры. Прежде чем стать мировым хитом, оперу ждало много трудностей, и начались они уже в процессе создания: Бизе осуждали за то, что он «цыганку, развратницу сделал героиней оперы!», а многие известные певицы отказывались от главной роли.

Первый показ оперы закончился провалом — последнее действие проходило в полном молчании зрителей. Оперу ждал успех лишь через много лет, и одним из первых его предсказывал Чайковский. Он писал: «Лет через десять „Кармен“ будет самой популярной оперой в мире!».

Сам Жорж Бизе не застал времен фееричной популярности своего творения — эта опера стала для него последней. Он умер всего через три месяца после премьеры, а одной из версий его смерти стало самоубийство из-за неприятия публикой его оперы.

Франция: «Травиата», Джузеппе Верди

Кадр из современной постановки «Травиаты» © Khalidalbusaidi, CC BY-SA 4.0, Wikimedia Commons
Кадр из современной постановки «Травиаты» © Khalidalbusaidi, CC BY-SA 4.0, Wikimedia Commons

Еще одна известнейшая опера с нестандартной главной героиней — «Травиата» Верди. Здесь в центре внимания умирающая от болезни куртизанка.

История этой оперы началась с Александра Дюма-сына и его романа «Дама с камелиями». Он сам сделал на его основе пьесу, но поставить ее на сцене оказалось непросто — все театры посчитали сюжет аморальным.

Дюма приблизился к постановке только после того, как сам возглавил театр «Водевиль», но тогда пьесу запретил министр полиции. Отцу Дюма пришлось уговаривать цензоров и собирать подписи других уважаемых писателей в поддержку постановки, но даже это не помогло.

Премьера стала возможной лишь после политического переворота и прошла с огромным успехом — Дюма «забрасывали мокрыми от слез букетами». На одной их первых постановок был и Джузеппе Верди, который сразу решил сделать на основе пьесы оперу.

Италия: «Тоска», Джакомо Пуччини

Кадр из современной постановки «Тоски» © Quincena Musical, CC BY 2.0, Wikimedia Commons
Кадр из современной постановки «Тоски» © Quincena Musical, CC BY 2.0, Wikimedia Commons

Опера «Тоска» тоже началась с пьесы. У нее нет литературного прототипа — пьеса была написана специально под популярнейшую актрису театра Сару Бернар и имела огромный успех. Этим успехом и вдохновился Пуччини, которому даже пришлось побороться за права на написание оперы с композиторами Джузеппе Верди и Альберто Франкетти.

Сара Бернар в роли Тоски © Public Domain
Сара Бернар в роли Тоски © Public Domain

Сейчас оперу считают одной из известнейших и самой сентиментальной работой Пуччини. А вот ее премьера была провальной — публика решила, что эта работа слишком похожа на другие мелодии композитора, и к тому же, жестко раскритиковала сцену пыток. Но несмотря на это, оперу поставили в нескольких странах только за первый год ее существования.

Германия: «Кольцо Нибелунга», Рихард Вагнер

Кадр из современной постановки «Кольца Нибелунга» © Sven Mandel, CC-BY-SA-4.0, Wikimedia Commons
Кадр из современной постановки «Кольца Нибелунга» © Sven Mandel, CC-BY-SA-4.0, Wikimedia Commons

«Кольцо Нибелунга» — это целый цикл из четырех опер. По задумке композитора, их следует ставить в театре четыре вечера подряд, а общая продолжительность арий — 15 часов. На премьере присутствовал Чайковский, который назвал творение Вагнера «сложнейшей из музык».

Вагнер считал невероятной удачей, что он смог дожить до полной премьеры своего творения — он не надеялся, что оперу когда-либо поставят из-за ее высокой сложности. Но король Баварии, после того как послушал две из четырех опер, сразу выделил деньги на постройку театра специально для Вагнера, и спустя несколько лет театр открылся полным циклом из четырех произведений. Несмотря на сложность, вся тетралогия до сих пор ставится больше сотни раз в год.

Англия: «Макбет», Джузеппе Верди

«Макбет» в Котбусском государственном театре © IMAGO / Rainer Weisflog
«Макбет» в Котбусском государственном театре © IMAGO / Rainer Weisflog

«Макбет» — первая из трех опер по пьесам Шекспира, написанная Верди. Ее особенность в том, что композитор почти полностью переписал и без того успешный первоначальный вариант спустя 20 лет после премьеры перед новым показом в Париже. Именно «парижская» редакция сейчас наиболее популярна.

Портрет Марианны Барбьери-Нини, первой исполнительницы роли леди Макбет © Public Domain
Портрет Марианны Барбьери-Нини, первой исполнительницы роли леди Макбет © Public Domain

Верди практически боготворил Шекспира и вложил в эту работу много сил: он сам выбирал певцов для премьеры, прописывал арии специально под них и репетировал с главными исполнителями лично. Он с особым усердием искал исполнительницу роли леди Макбет — композитор представлял ее злобной и некрасивой и певицу хотел подобрать соответствующую. В итоге на эту роль согласилась Марианна Барбьери-Нини, успешно воплотившая задумку Верди.

Для справки:

ВТБ поддерживает проекты, направленные на сохранение и развитие культурного наследия страны. Давние партнерские отношения связывают банк с Мариинским театром, Московской консерваторией, Большим театром, Третьяковской галереей, Пушкинским музеем, Еврейским музеем и центром толерантности, Мастерской Петра Фоменко, Национальным филармоническим оркестром России (НФОР), Театром балета Бориса Эйфмана, Русским музеем, Эрмитажем, театром Вахтангова и многими другими.