Сатанизм-это современная, в значительной степени нетеистическая религия, основанная на литературных, художественных и философских интерпретациях центральной фигуры зла. Только в 1960-х годах Антон Лавей создал официальную сатанинскую церковь.
До 20-го века сатанизм не существовал как реальная организованная религия, но христианские церкви обычно утверждали, что он реален. Эти утверждения проявились, в частности, при преследовании других религиозных групп во время таких событий, как инквизиция, различные истерии с ведьмами в Европе и колониальной Америке и Сатанинская паника 1980-х годов.
Кто Такой Сатана?
Христианская фигура сатаны рассматривается как рогатая, красная, демоническая человеческая фигура с заостренным хвостом, а иногда и копытами. Для христиан грешники отправляются в его владения—ад—после смерти. Ад описывается как подземный мир, в котором господствуют огонь и демоны-садисты под командованием сатаны.
Первое появление сатаны произошло не в христианстве. Он начинал как зороастрийский Дьявол, фигура Ангра Майнью или Аримана, который противостоял зороастрийскому богу-творцу и искушал людей. Сатана позже изображается в еврейской каббалистике, которая представляет его как демона, живущего в демоническом царстве.
Имя “Сатана” впервые появилось в Книге чисел в Библии, использованной в качестве термина, описывающего неповиновение. Характер сатаны показан в Книге Иова как обвиняющий ангел. В апокрифической Книге Еноха, написанной в первом веке до нашей эры, сатана является членом Стражей, группы падших ангелов.
Позже утвержденный как заклятый враг Иисуса Христа в Новом Завете, последняя книга Библии, Откровения, изображает его как высшее зло. Это христианская фигура сатаны, на которую сатанизм прямо ссылается.
Сатана как Антигерой
В своей поэме 14 века “Ад” Данте запечатлел многовековую христианскую веру, изобразив сатану как злого монстра. Но романтики 17 века переделали его как замечательного и притягательного бунтаря, антигероя, бросающего вызов авторитаризму Бога. Эпическая поэма Джона Мильтона 1667 года “Потерянный рай” является ключевым текстом для установления этой интерпретации в творческих работах. Трактат Уильяма Годвина 1793 года “Исследование о политической справедливости” позже придал описанию Мильтона политическую легитимность.
Самый стойкий сатанинский символ был создан оккультным автором Элифасом Леви. Леви описывает его как божество рогатого козла Бафомета в своей книге 1854 года "Догма иритуал", которая связывала Бафомета с сатаной.
Вероятно, французское неверное толкование слова” Мухаммед”, Бафомет был божеством, которому рыцари-тамплиеры обвинялись в поклонении на судебных процессах в 14 веке.
Сатана в 19 веке
Во второй половине 19-го века возродилось представление о сатане как об антигерое. Это произошло благодаря таким произведениям, как антипапский “Гимн сатане” итальянского поэта Джосуэ Кардуччи и иллюстрации Уильяма Блейка к "Потерянному раю" в 1888 году.
В своей собственной книге "Брак рая и ада" Блейк представил сатану как мессию. Примерно в то же время основательница Теософского общества мадам Блаватская писала о сатане как о достойном похвалы повстанце, предлагающем людям мудрость.
Художники декадентского движения, такие как Фелисьен Ропс, помещали сатанинские образы в картины под влиянием таких писателей, как Бодлер и По. Сатана также использовался в трудах социалистических лидеров, таких как Михаил Бакунин и Карл Маркс.
Польский писатель Станислав Пшибышевский написал две книги о сатане в 1897 году, одну художественную и одну научно-популярную. Сатана Пшибышевского был анархистом с всеобъемлющей философией, которая была похожа на современный сатанизм. Юные прислужники Пшибышевского называли себя Добрее сатаны.
Алистер Кроули
Легендарный оккультист Алистер Кроули рассматривал сатану символически. Его стихотворение 1913 года “Гимн Люциферу” прославляло дьявола как поставщика души и восстания во вселенную. Идеи Кроули оказали влияние на сатанизм.
Одним из ответвлений группы Кроули была немецкая группа Fraternitas Saturni в 1926 году. Ее основатель Грегор А. Грегориус написал "Сатанишскую магию", которая в значительной степени заимствовала у романтиков и приняла Сатану в астрологическую систему группы. Братства Сатурни все еще существуют, и письмена Грегориуса использовались в сатанистской практике.
Антон Лавей
Где-то между 1957 и 1960 годами Антон Лавей, бывший работник карнавала и музыкант, проводил ночные занятия по оккультизму. Постоянные посетители в конечном итоге сформировали Церковь сатаны.
Эти сессии были в основном основаны на дискуссиях, но 30 апреля 1966 года группа официально оформилась как Церковь сатаны, и встречи стали более ритуальными, включающими театральные представления, костюмы и музыку. Лавей стал известен как Черный папа Римский.
Первые усилия Церкви по набору персонала включали недолгое шоу в ночном клубе "Ревю ведьм Топлесс" с участием Сьюзен Аткинс, которая позже присоединилась к семье Мэнсона.
Сатанинская Библия
Сатанинская Библия Лавея была опубликована в 1969 году, объединив личную смесь Лавея черной магии и оккультных концепций, светской философии и рационализма, а также антихристианских насмешек в эссе, подчеркивающих автономию и самоопределение человека перед лицом равнодушной вселенной. Сатанинская Библия дала церкви национальную репутацию и послужила мощным средством для ее значительного роста.
Герберт Слоун
Парикмахер из Огайо и по совместительству духовный медиум Герберт Слоан утверждал в 1969 году, что он основал первую сатанистскую организацию, Ковен Богоматери Эндора из культа Сатан Офитов, в 1948 году. Слоун описал свою группу как сосредоточенную на метафизических аспектах сатаны и предложил служение, причастие и общение с кофе и пончиками после этого. Чтобы конкурировать с предложениями Лавея, он добавил на собрания обнаженных женщин.
Порядок девяти углов
Порядок девяти Углов сформировался в Англии в 1970-х годах, чтобы практиковать сатанизм, ориентированный на оккультизм, и более позднюю Радость сатаны, которая облекает заговоры НЛО и антисемитизм в их сатанизм.
Сатанинская паника
Сатанинская паника 1980-х годов привела к тому, что христианские фундаменталисты выдвинули идею о том, что сатанинские культы систематически издеваются над детьми в ритуалах и совершают массовые убийства, и успешно убедили широкую общественность в сенсационном освещении новостей. Христианские группы, как правило, искажали верования и практику Церкви, чтобы сфабриковать для СМИ реального злодея, стоящего за заговором.
Серийный убийца Ричард Рамирес, когда его наконец поймали в 1985 году, утверждал, что он сатанист, используя сатанинскую символику в своем облике и утверждая, что знает Лавея, подливая масла в огонь паники. Лавей утверждал, что они мельком встречались на улицах в 1970-х годах, но Рамирес никогда не заходил в церковь.
Паника усилилась, и Сатанинское ритуальное насилие стало стандартным аспектом громких дел, таких как школа Макмартина в Калифорнии. Эти уголовные дела характеризовались постоянным отсутствием доказательств и предполагаемым принуждением со стороны детских психологов, продвигающих теорию заговора. Рвение фундаменталистов привело к немногим, если вообще к каким-либо расследованиям или судебным преследованиям настоящих сатанистов. Большинство жертв этого безумия были другими христианами.
Люциферанство
Бывший участник Ордена Девяти углов и музыкант хэви-метала Майкл Форд основал Большую Церковь Люцифера в 2013 году, открыв первый публичный Сатанинский храм в Хьюстоне два года спустя. GCL следует многим принципам Лавейана с элементами оккультизма и имеет отделения в других странах.