Найти тему
Синемахроника 📽

Мафия в мировой культуре

От Аль Капоне и Вито Корлеоне до Джона Готти и Тони Сопрано, реальные и вымышленные мафиози захватили общественное воображение с 1920-х годов. Безжалостные и жестокие, эти люди, тем не менее, часто встречаются, чтобы поддерживать свой собственный личный бренд чести и порядочности. Таким образом, они являются современными версиями героев-преступников Дикого Запада, таких как Джесси и Фрэнк Джеймс или Билли Кид. Гангстеры составляли лишь крошечный процент от огромной миграции итальянцев, главным образом с юга Италии, в Америку в начале 20-го века. Тем не менее, “Мафия” стала основным выражением поп–культуры итало-американской идентичности-к большому разочарованию многих итало-американцев. Во многом это связано с непреходящим влиянием оскароносного хитового фильма Фрэнсиса Форда Копполы 1972 года “Крестный отец” (основанного на романе Марио Пьюзо) и его переосмыслением жанра гангстерского кино.

"Славные парни" (1990) Огромный успех фильма возродил интерес к мафии на два десятилетия вперёд[2]. По сей день «Славные парни» считаются одним из лучших фильмов Мартина Скорсезе
"Славные парни" (1990) Огромный успех фильма возродил интерес к мафии на два десятилетия вперёд[2]. По сей день «Славные парни» считаются одним из лучших фильмов Мартина Скорсезе

Ранние гангстеры в кино и на телевидении

Как эпоха Сухого закона сменилась Великой депрессией, первая волна гангстерских фильмов отразила растущий гнев и разочарование многих американцев в связи с ухудшением их экономических условий. В таких фильмах, как “Маленький Цезарь” (1931) с Эдвардом Г. Робинсоном, “Враг общества” (1931) с Джимми Кэгни и “Лицо со шрамом” (1932) с Полом Муни, главные герои–все американцы итальянского происхождения, некоторые из которых основаны на реальных бандитах, таких как Капоне,–пострадали от последствий их нарушения закона, но многие зрители все еще идентифицировали себя с их готовностью выйти за рамки традиционной системы, чтобы зарабатывать на жизнь.

Ты знал? В интервью, снятом для документального фильма "Под влиянием" (2003), Фрэнсис Форд Коппола сказал, что видел "Крестного отца" как классическую шекспировскую сказку: историю короля и его трех сыновей. По словам продюсера Роберта Эванса, Коппола также сделал свою историю о мафии метафорой капитализма.

Абель Фернандес, (Пол Пичерни, Роберт Стэк и Николас Джорджиаде в фильме "Неприкасаемые"
Абель Фернандес, (Пол Пичерни, Роберт Стэк и Николас Джорджиаде в фильме "Неприкасаемые"

После 1942 года гангстеры в значительной степени исчезли с экрана, поскольку нацисты и монстры заняли место гангстеров в качестве любимых злодеев Голливуда. Ситуация начала меняться после 1950 года, когда комитет Сената, созданный для расследования организованной преступности, начал проводить публичные слушания. Благодаря новому средству телевидения миллионы американцев наблюдали за показаниями настоящих гангстеров, таких как Фрэнк Костелло (или, точнее, они наблюдали за дрожащими руками Костелло - единственной его частью, показанной камерой). В начале 1960-х Джозеф Валачи, солдат организации “семья” Лучано, сыграл главную роль в последующих телевизионных слушаниях. Именно Валачи ввел ныне известный мафиозный эвфемизм “La Cosa Nostra” (Наше дело), и его показания показали эволюцию итало-американской организованной преступности в Америке, особенно в Нью Йорке. “Бумаги Валачи”, книга Питера Мааса, вышла в 1969 году, в том же году, что и роман, который сделал бы больше, чем любой другой, для создания мифологии мафии в популярной культуре: “Крестный отец” Марио Пьюзо.

“Крестный отец” и его наследие

Роман Пьюзо рассказывает историю сицилийского иммигранта Вито Корлеоне, семьи и “бизнеса”, которые он построил в Нью-Йорке, включая борьбу его сына Майкла, который сменит его на посту нового “Дона”. Paramount Pictures купила права на экранизацию романа, а глава студии Роберт Эванс обратился к молодому итало-американскому режиссеру Фрэнсису Форду Копполе за режиссуру. (Коппола также написал сценарий в соавторстве с Пьюзо.) С Марлоном Брандо (Дон Корлеоне) и Аль Пачино (Майкл), возглавляющими звездный актерский состав, “Крестный отец” дал более полное, более подлинное и более сочувственное представление об итало-американском опыте, чем это было видно на экране раньше, даже когда он рассматривал этот взгляд через призму организованной преступности. Это также нарисовало бесспорно романтический портрет мафиози как человека противоречия, который был безжалостен по отношению к своему врагу, но прежде всего предан своей семье и друзьям. В отличие от предыдущих гангстерских фильмов, “Крестный отец” смотрел на мафию изнутри, а не с точки зрения правоохранительных органов или “обычного” общества. Таким образом, “Крестный отец” заново изобрел гангстерский фильм точно так же, как он повлиял бы на всех тех, кто пришел после него. “Крестный отец, часть II” (1974) был более мрачным и жестоким, чем первый фильм, но оба были кассовыми сборами и многократными лауреатами "Оскара". (“Крестный отец, часть III", выпущенный через 16 лет после” Части II“, не произвел впечатления ни на критиков, ни на зрителей.)

Марлон Брандо исполнил роль Дон Вито Корлеоне по прозвищу «Крёстный отец» — главный герой романа Марио Пьюзо «Крёстный отец» и основанного на нём фильма Фрэнсиса Форда Копполы.
Марлон Брандо исполнил роль Дон Вито Корлеоне по прозвищу «Крёстный отец» — главный герой романа Марио Пьюзо «Крёстный отец» и основанного на нём фильма Фрэнсиса Форда Копполы.

В течение следующих трех десятилетий Голливуд никогда не терял своего очарования мафией. Неполный список связанных фильмов включает такие драмы, как “Неприкасаемые” (1987), “Донни Браско” (1997) и особенно “Хорошие парни” Мартина Скорсезе (1990), которые показали изнанку романтического видения жизни мафии "Крестным отцом". Мафиози также пробились в комедии: “Честь семьи Прицци” (1985), “Замужем за мафией” (1988), “Мое голубое небо” (1990) и “Проанализируй это” (1999). От анимационных фильмов до детских мультфильмов, видеоигр до хип-хопа или рэпа в стиле “гэнгста”, миф о мафии был повсюду, во многом благодаря непреходящему наследию “Крестного отца". По телевизору, конечно, гангстеры регулярно появлялись в криминальных шоу, таких как “Полиция Нью-Йорка” и “Закон и порядок”. Однако в 1999 году состоялся дебют кабельного телевизионного шоу с участием мафиози, которого никто никогда раньше не видел.

“Клан Сопрано”

В "Тони Сопрано" Дэвиду Чейзу, создателю сериала HBO “Клан Сопрано” и американцу итальянского происхождения из Нью Джерси, удалось создать новый вид гангстера. Чейз перенес действие из традиционной городской среды в пригород Нью-Джерси, где Тони (Джеймс Гандольфини) посещает психиатра, чтобы справиться со стрессами на работе и в семье (включая жену Кармелу, мать Ливию и двух детей-подростков).

В мире “Сопрано” гангстеры, подобные Тони, просто пытаются вести такой же богатый образ жизни, как и их коллеги-жители пригорода, и все это время борются с ощущением, что чего-то не хватает, что все не так, как раньше. “Сопрано” длилось шесть сезонов с 1999 по 2004 год, получило более 20 премий "Эмми" и было признано некоторыми критиками величайшим шоу в истории телевидения. В знак признания долга Чейза перед другими произведениями популярной культуры, связанными с мафией, сериал постоянно ссылался на эти работы, включая “Врага общества”, “Хороших парней” и, особенно, “Крестного отца”.

Один из феноменов (а их несколько) «Сопрано» – в его подходе к жизнеописанию и даже не развенчиванию романтического флёра вокруг опасной и нестабильной жизни гангстера, а приземлённому рассказу в стиле лайфстайл.
Один из феноменов (а их несколько) «Сопрано» – в его подходе к жизнеописанию и даже не развенчиванию романтического флёра вокруг опасной и нестабильной жизни гангстера, а приземлённому рассказу в стиле лайфстайл.

Негативные Стереотипы

Как и “Крестный отец”, одним из самых впечатляющих аспектов “Клана Сопрано” был его богато детализированный портрет итало - американцев первого и второго поколений, как видно из опыта одной большой семьи. Однако тот факт, что обе эти семьи были семьями мафиози, означает, что многие американцы итальянского происхождения испытывали смешанные чувства по отношению к этим работам. В 1970 году итальянский Американской лиги гражданских прав состоялся митинг, чтобы остановить производство “Крестный отец”. Как “Клан Сопрано” национальный американский фонд выступал против показать, как оскорбительная карикатура, хотя организаторы Нью-Йорка, День Колумба парад отказался разрешить “Сопрано” актеров на парад уже несколько лет работает.

Хотя увлечение поп-культурой мафией, несомненно, породило определенные негативные стереотипы об американцах итальянского происхождения, такие известные произведения, как “Крестный отец”, “Хорошие парни” и “Сопрано”, также дали многим американцам итальянского происхождения ощущение общей идентичности и опыта. Несмотря на свою противоречивую природу, миф о мафии, созданный и взращенный “Крестным отцом” и его многочисленными потомками в поп–культуре, продолжает очаровывать массы как итальянцев, так и неитальянцев.